Тест Векслера: детский и взрослый варианты. Теста векслера


Тест Д. Векслера. Психология общих способностей

Тест Д. Векслера

Тест Д. Векслера является одним из наиболее известных и часто используемых в психологической, педагогической и медицинской практике. Он относится к числу индивидуальных тестов и применяется в ходе личного взаимодействия психолога с испытуемым.

Тест основан на иерархической модели интеллекта Д. Векслера и диагностирует общий интеллект и его составляющие – вербальный и невербальный интеллекты. Применению теста Векслера посвящено свыше 2000 публикаций. В нашей стране методические руководства к тесту и сам тест выпустили несколько психодиагностических предприятий, поэтому, вместо того чтобы давать подробное описание теста, я ограничусь лишь необходимым минимумом информации, а также уместной теоретической и метрологической характеристикой теста.

Первая версия теста предложена в 1939 году (шкала Векслера-Бельвью, по названию клиники Bellevue) для диагностики интеллекта людей в возрасте от 7 до 69 лет. Д. Векслер подверг критике существующие тесты (в первую очередь, тест Стэнфорд-Бине) считая их непригодными для тестирования взрослых. Традиционный показатель IQ – «умственный возраст» – совершенно неприменим для характеристики интеллекта взрослых. Большинство тестов интеллекта ориентированы на скорость, что может вызвать, по мнению Векслера, затруднения у пожилых людей.

В традиционных тестах много места занимали шаблонные операции со словами и примитивные задания, сконструированные для детей.

Отказавшись от группировки заданий по возрастному параметру, Векслер объединил тестовые задания в сходные по содержанию субтесты, внутри субтестов задания были расположены по уровню трудности. Вместо показателя «умственный возраст» он впервые ввел возрастные нормы.

Результат испытуемого соотносился с нормами той возрастной группы, к которой он принадлежал на момент тестирования. Переход от абсолютных показателей к относительным был и силой, и слабостью методики Векслера, поскольку этот прием постулировал константность IQ человека на протяжении жизни.

Используются 3 варианта теста Векслера: тест WAIS, предназначенный для тестирования взрослых (от 16 до 64 лет), тест WISC – для тестирования детей и подростков (от 6,5 до 16,5 года) и тест WPPSI (для детей от 4 до 6,5 года).

В России адаптированы первые два варианта теста, которые мы и будем рассматривать в этом разделе.

Тест WAIS опубликован в 1955 году, редакция теста – WAIS-R вышла в 1981 году [9].

Тест включает в себя 11 субтестов. Из них 6 составляют вербальную шкалу и 5 – невербальную. В вербальную часть вошли следующие субтесты.

1. Общая осведомленность: включает 29 вопросов. Диагностирует уровень простых знаний. Нет вопросов, требующих специальных и теоретических знаний. Правильный ответ оценивается в 1 балл.

2. Понимание: 14 заданий на понимание смысла выражений. Оценивается способность к суждениям. Оценка в зависимости от правильности ответа: 0, 1, 2 балла.

3. Арифметика: включает 14 задач из курса арифметики начальной школы. Задачи решаются устно. Диагностируется легкость оперирования числовым материалом. Оценивается как правильность, так и затраченное время.

4. Нахождение сходства: 13 заданий. Испытуемый должен подвести 2 предмета под общую категорию, выявить, что между ними общего. Диагностируется понятийное мышление. Оценка в зависимости от правильности ответа: 0, 1, 2 балла.

5. Запоминание цифр: первая часть содержит ряды, в которых от 3 до 9 цифр. Испытуемый должен прослушать цифры и устно их воспроизвести.

Вторая часть включает ряды от 2 до 8 цифр. Испытуемый должен воспроизвести ряд в обратном порядке.

6. Словарный запас: 42 понятия. Тест направлен на изучение вербального опыта и умения давать определения понятиям. Испытуемый должен объяснить значение слова. Первые 10 слов – распространенные в обыденной речи, следующие 20 слов – средней сложности, последние 12 – абстрактно-теоретические понятия. Оценка от 0 до 2 баллов. Вербальная шкала тесно коррелирует с общей культурой испытуемого и академической успеваемостью. Результаты сильно зависят от языковой культуры испытуемого (от владения языком, на котором написан текст). Оценки по субтестам «Осведомленность», «Понятливость» и «Словарный запас» характеризуют общий уровень развития испытуемого, практически не изменяются с возрастом и при старении. Полагают, что они определяются уровнем образования испытуемых. Я же считаю, что связь иная: поскольку успешность выполнения этих субтестов в наибольшей степени коррелирует с общим IQ, а также в наибольшей степени определяется генетически (см. раздел «Психогенетика общих способностей»), то скорее всего скорость накопления вербальных знаний определяет успешность и уровень образования.

Особняком стоит субтест «Сходство». Результаты его выполнения говорят о способности к логическому мышлению, обобщению и абстрагированию. Оценки по тесту ухудшаются при старении. Вероятно, успешность его выполнения в большей мере детерминирована «текучим» интеллектом по Кэттеллу, нежели успешность выполнения других субтестов вербальной шкалы.

Субтест «Арифметический» диагностирует не только успешность решения вычислительных задач, но и произвольную концентрацию внимания. Результаты его выполнения зависят от профессии и уровня образования и мало изменяются при старении.

Субтест «Повторение цифр» наиболее слабо коррелирует с общим интеллектом и направлен на определение объема кратковременной памяти и уровня активного внимания. Включение этого субтеста в шкалу Векслер обосновывал его диагностической ценностью: неспособность воспроизвести 4 цифры в прямом порядке свидетельствует о слабоумии. Прямое воспроизведение при старении ухудшается незначительно, обратное – несколько значительней.

Наиболее устойчивы по отношению к воздействию различных факторов (интуиция, общее состояние испытуемого, болезнь и пр.) результаты теста «Словарный запас», поэтому его часто используют в качестве «точки отсчета» при анализе профиля оценок по субтестам шкалы Д. Векслера.

Невербальная шкала, или «шкала действий», состоит из 5 субтестов.

7. Шифровка (или Цифровые символы): является вариантом теста на кодовые замены. Испытуемый должен написать под каждой цифрой (всего 100) соответствующий символ за 1,5 минуты. На бланке приводится «ключ»: под каждой из 9 цифр нарисован определенный символ. Диагностируется зрительно-моторная скорость. Оценка успешности определяется числом правильно зашифрованных цифр.

8. Недостающие детали (или Завершение картинок): состоит из 21 карточки, на которых изображены картинки с отсутствующей деталью, и диагностирует зрительную наблюдательность, а также способность выявлять существенные признаки. Время решения одной задачи – 20 с. Правильный ответ оценивается 1 баллом.

9. Конструирование блоков {Кубики Косса): 40 заданий. Включает набор карточек с красно-белыми чертежами и набор красно-белых кубиков. Испытуемый должен, глядя на образец, собрать из кубиков картинку. Диагностируются двигательная координация и визуальный синтез. Оценивается точность и время решения.

10. Последовательные картинки: 8 серий картинок. Каждая серия представляет сюжет. Картинки предъявляются в определенной неправильной последовательности. Испытуемый должен их правильно расположить. Диагностируются способности организации целого из частей, понимания ситуации, экстраполяции. Оценка определяется правильностью и временем решения.

11. Сборка объекта {Складывание фигур): 4 задания. Испытуемый должен собрать фигуру хорошо знакомого предмета из отдельных деталей (фигуры «человек», «профиль», «рука», «слон»). Диагностируется способность к синтезу целого из деталей. Оценка зависит от времени и правильности сборки.

В целом невербальная шкала диагностирует не только знания, но и способность индивида к моторно-перцептивному взаимодействию с объектами окружающего мира, зависящую от опыта деятельности.

Первоначально Д. Векслер полагал, что невербальный интеллект больше зависит от психофизиологических задатков индивида, но данные близнецовых исследований опровергли эту гипотезу.

Наиболее комплексным (принадлежность его к этой части теста весьма условна) тестом невербальной шкалы является «Шифровка», диагностирующая свойства внимания, восприятия, координации. Результаты его выполнения быстро ухудшаются после 40 лет.

Наиболее информативным субтестом невербальной шкалы многие авторы считают «Кубики Косса». Аналогичен по содержанию и тест «Сборка объектов».

Успешность выполнения этих трех тестов зависит от развития сенсомоторной координации, между тем как результаты по тестам «Недостающие детали» и «Последовательные картинки» не зависят от развития моторики, а в большей мере определяются когнитивными способностями. По мнению Векслера, успешность выполнения этих двух тестов определяется опытом восприятия окружающей среды и приобщенностью к культуре.

Итог проведения теста во многом зависит от того, какие складываются отношения между психодиагностом и испытуемым.

Тестирование производится по адаптивному алгоритму. Первые задания большинства вербальных субтестов (а также «Кубики Косса») предназначены для лиц, подозреваемых в умственной отсталости. В случае, если испытуемый, не подозреваемый в умственной отсталости, не выполняет задания основной серии, то ему предъявляются первые задания.

Процесс интерпретации результатов выполнения части вербальных тестов не полностью алгоритмизирован и предполагает активное участие экспериментатора.

Обработка и интерпретация результатов может проходить на трех уровнях: 1) подсчет и интерпретация баллов общего интеллекта, вербального и невербального интеллектов, 2) анализ профиля оценок выполнения субтестов испытуемыми на основе подсчета соответствующих коэффициентов, 3) качественная интерпретация индивидуального профиля с привлечением данных наблюдения за поведением испытуемого в ходе обследования и прочей диагностической информации.

Стандартный вариант обработки заключается в подсчете первичных «сырых» оценок по каждому субтесту. Затем «сырые баллы» по соответствующим таблицам переводятся в стандартные и отображаются в виде профиля. «Сырые» оценки отдельно по вербальной и невербальной части суммируют, а затем находят по таблицам соответствующие показатели общего, вербального и невербального IQ (см. табл. 7).

Дополнительным является индекс возрастного снижения интеллекта. Согласно данным Векслера, все субтесты его батареи делятся на две группы: основные, успешность выполнения которых мало зависит от возраста, и субтесты, результаты выполнения которых ухудшаются с возрастом.

К первым он отнес: «Словарный», «Осведомленность», «Составление фигур», «Обнаружение недостающих деталей», ко второй группе – «Воспроизведениие цифр», «Обнаружение сходства», «Шифровка» и «Кубики Косса».

Коэффициент возрастного снижения интеллекта (DQ) равен:

где ТНР – показатель по субтестам с неизменными результатами, ТПР – показатели по тестам с переменными результатами.

При анализе профиля выполнения субтестов используется ряд дополнительных индексов.

Важнейшей характеристикой является показатель разброса баллов, полученных испытуемыми за выполнение каждого субтеста:

где Xi – балл за выполнение отдельного субтеста, а

Наиболее часто употребляется коэффициент словарного разброса: разница между шкальной оценкой данного субтеста и оценкой по субтесту «Словарный запас». Значение баллов по этому субтесту, как правило, всегда выше, чем по другим, поэтому за исключением редких случаев отклонение является величиной отрицательной.

Алгебраическая сумма этих отклонений называется «сложным словарным разбросом»: его величина также почти всегда отрицательная. Оценка по субтесту «Словарный» наиболее показательна для общего интеллекта и относительно стабильна при нарушениях адаптации индивида к среде.

Реже используют индекс модифицированного среднего разброса – разницу между оценкой любого вербального субтеста и оценкой всех остальных вербальных субтестов (кроме субтестов «Числовые ряды» и «Арифметический») или баллом любого невербального теста и средней оценкой всех остальных невербальных тестов. Эта оценка отражает связь достижений испытуемого в отдельном субтесте с центральной тенденцией его достижений в остальных субтестах.

Иногда используют показатель «среднего разброса» – разницу между оценкой по одному из субтестов и средней арифметической оценкой всех субтестов (кроме субтестов «Арифметический» и «Числовые ряды»). Этот показатель отражает отношения отдельных достижений субъекта к центральной тенденции всех достижений. В медико-психологической практике вычисление этих показателей используется для уточнения диагноза. Например, считается, что значительная величина отрицательного словарного разброса является показателем психоза, в частности, преобладание отрицательного словарного разброса в невербальной части – показатель депрессии, а резкое снижение уровня выполнения вербальных тестов относительно балла по субтесту «Словарный» является признаком прогрессирующего шизофренического процесса и т. д.

При индивидуальном тестировании используются более тонкие интерпретации диагностического профиля по тесту Векслера.

Оценки по шкале Векслера сопоставлялись с оценками, которые получают те же испытуемые по шкале Стэнфорд-Бине. Как правило, интеллектуалы получают более высокий балл по шкале Стэнфорд-Бине, нежели по шкале Векслера. Наоборот, интеллектуально отсталые получают более высокие оценки по тесту Векслера, нежели по тесту Стэнфорд-Бине.

Надежность WAIS весьма велика: 0,97, по шкале вербальной – 0,96, а по шкале действий – 0,93.

Наименее надежны «Запоминание цифр», «Сборка объектов» и «Расположение картинок» (0,6). Наиболее надежен субтест «Словарный запас» (0,96).

Корреляция уровня успеваемости и результаты по вербальной шкале равны 0,40-0,50.

Факторизация теста WAIS, проведенная Дж. Коэном, дала следующие результаты [10].

Обнаружен единый фактор, объясняющий 50 % всей дисперсии.

Выявлены 3 «групповых» фактора:

1. Вербальное понимание («Словарный запас», «Осведомленность», «Понимание», «Нахождение сходства»).

2. Перцептивная организация (главным образом – «Конструирование блоков» и «Сборка объектов»).

3. Обозначен Дж. Коэном как фактор «памяти» и включает субтесты «Арифметика», «Запоминание цифр». Значение этого фактора резко возрастает на выборке пожилых людей.

Мне кажется, что Дж. Коэн получил классические результаты, аналогичные парциальным факторам, выделенным Спирменом: «лингвистические», «механические» и «числовые» способности. Вдобавок третий фактор более тесно связан с «текучим» интеллектом по Кэттеллу, отсюда повышение его значимости к старости.

Очевидно, тесты группируются не по виду «процесса», а по принципу сходства материала, заложенного в задании.

Шкала интеллекта для детей (WISC) вышла в 1950 году, усовершенствованный вариант WISC-R издан в 1974 году. Шкала предназначена для тестирования детей в возрасте от 6,5 до 16,5 года. В тест входят 12 субтестов, соответствующих субтестам теста WAIS, но дополненных более легкими однотипными заданиями.

В шкалу действия включен дополнительный субтест «Лабиринты». Кроме того, при проведении исследования субтест «Понимание» может быть заменен «Запоминанием цифр», а субтест «Лабиринт» субтестом «Кодирование». При диагностике субтесты вербальной и невербальной частей чередуются.

Показатели дополнительных тестов при подсчете IQ не учитываются.

Субтест «Лабиринт» состоит из возрастающих по трудности лабиринтов. Испытуемый должен выполнить его за определенный промежуток времени (найти выход), подсчитываются ошибки и регистрируется время.

Надежность теста WISC-R практически столь же велика, как и теста WAIS (см. табл. 8-9).

При повторном тестировании детей значение общего IQ возрастает на 7 единиц, вербального IQ – на 3,5 единицы, невербального IQ – на 9 единиц, что в очередной раз подтверждает предположение о наибольшей тренируемости невербального интеллекта.

Факторизация выявила 3 групповых фактора: общего вербального понимания, восприятия пространства и «памяти» – как и при анализе WAIS.

Психогенетические исследования показали, что наследственностью обусловлены оценки по субтестам «Осведомленность», «Словарный», «Шифровка». Социальными факторами определяются оценки тестов «Понятливость», «Недостающие детали», «Последовательные картинки», «Кубики Косса».

Наиболее трудными в выполнении являются субтесты «Словарный» и «Складывание фигур», наиболее легкими – «Арифметический», «Кубики Косса», «Недостающие детали», «Шифровка».

У детей с задержкой психического развития снижен вербальный интеллект. Между тем у воспитанников детских домов снижен невербальный интеллект (субтесты «Последовательные картинки», «Складывание фигур»). Это лишний раз подтверждает мысль о зависимости уровня развития невербального интеллекта от опыта взаимодействия с социокультурной средой [11].

При дифференциальной диагностике задержки психического развития у детей особое значение имеют оценки по тестам «Сходство», «Словарный» и «Последовательные картинки» [12].

Часто тест WISC применяется в дефектологической и патопсихологической диагностике, в частности при дифференцировке умственной отсталости от задержки психического развития. Наибольшие различия между нормой и задержкой психического развития (ЗПР) наблюдаются по субтесту «Сходство» и невербальной шкале, причем величина разброса значений в профиле у детей с ЗПР больше, чем у олигофренов.

В 1967 году опубликована версия теста Векслера для детей WPPSI (возраст 4-6,5 года). Шкала состоит из 11 субтестов (10 основных, 1 – дополнительный). Восемь субтестов представляют собой облегченные и адаптированные варианты WISC. Три субтеста были разработаны заново.

Субтесты сгруппированы в вербальную и невербальную шкалы. При проведении диагностики субтесты WPPSI из вербальной и невербальной частей чередуются друг с другом. Эксперимент проводится как в один, так и в два приема.

В вербальную шкалу входят субтесты «Осведомленность», «Словарный запас», «Арифметика», «Нахождение сходства», «Понимание» и дополнительный субтест «Предложения». В шкалу действий входят субтесты «Дом животного», «Завершение картинок», «Лабиринты», «Геометрические схемы», «Конструирование блоков» («Кубики Косса»).

Новыми по сравнению с WISC являются субтесты «Предложения», «Дом животного» и «Геометрические схемы». Субтест «Предложения» заменил тест «Запоминание цифр» из WISC, им либо заменяют любой вербальный тест, либо применяют дополнительно. Субтест «Дом животного» (вместо «Шифровка» из WISC) состоит из карт с изображением собаки, цыпленка, рыбы и кошки. Ребенок должен расставить домики в соответствии с ключом по изображениям животных. При выполнении субтеста «Геометрические схемы» ребенок должен скопировать 10 чертежей с помощью цветного карандаша.

Факторизация теста дала один общий и два групповых фактора: вербальный и невербальный, причем вес невербального фактора возрастал от младших возрастных групп к старшим (пропорционально накоплению опыта взаимодействия с внешней средой).

В нашей стране тест Векслера неоднократно переводился и адаптировался.

Первая адаптация WAIS была проведена в Психоневрологическом научно-исследовательском институте им. В. М. Бехтерева (1956) в Ленинграде.

Последняя по времени адаптация теста WAIS произведена психологами Санкт-Петербургского государственного университета (1991).

Тест WISC адаптирован А. Ю. Панасюком (1973) и издан Институтом гигиены детей и подростков Минздрава СССР. В варианте А. Ю. Панасюка заменены задания, не соответствующие условиям нашей страны. Изменения коснулись, в первую очередь, вербальной части – субтестов «Понятливость», «Осведомленность», «Словарный» и, в меньшей мере, субтеста «Сходство». Тест был проверен на надежность сопоставлением результатов группы здоровых детей и группы олигофренов (стадия дебильности).

Данные здоровых и умственно отсталых детей различались на высоком уровне значимости (а < 0,001). Оценка здоровых детей полностью укладывалась в нормативы, предложенные Векслером.

В 1992 году Ю. Филимоненко и В. Тимофеев выпустили «Руководство к методике исследования интеллекта у детей Д. Векслера». Авторы, исправив некоторые погрешности описания Панасюка, предприняли попытку унифицировать работу экспериментатора с WAIS и WISC. Методика выпущена Государственным предприятием «ИМАТОН» (Санкт-Петербург). Тест Векслера для взрослых WAIS также выпускается предприятием «ИМАТОН» и поступает в розничную и оптовую продажу.

Другую русскоязычную адаптацию теста WISC предприняли под руководством Ю. 3. Гильбуха сотрудники отдела психодиагностики НИИ психологии Украины (Киев) в 1992 году. Руководство «Измерение интеллекта детей» под ред. Гильбуха и прилагаемый к нему тест WISC производится и распространяется научно-практическим центром «Психодиагностика и дифференцированное обучение» (Киев).

Автор не располагает сведениями об использовании и адаптации в России и странах СНГ шкалы WPPSI.

Тест Векслера очень часто применяется в исследованиях отечественных психологов. В качестве примера подобного рода работ приведем исследование аспиранта лаборатории психологии способностей Института психологии РАН А. В. Чернина [13]. Автор использовал тест WISC для определения влияния социальных и биологических факторов на уровень интеллекта детей 5-6 лет перед поступлением их в школу.

Учитывались следующие факторы: 1) социальные: образование и профессия родителей, состав семьи, материальная обеспеченность и другие, 2) биологические: актуальное состояние здоровья, пренатальная травматизация и течение родов, перенесенные острые и хронические заболевания и другие.

Наиболее отчетливая корреляция развития различных особенностей интеллекта детей обнаружена с профессией родителей. Причем профессия матери связана со становлением вербального интеллекта (субтесты «Арифметический», «Понятливость», «Сходство»). У детей, матери которых – преподаватели и врачи, вербальный интеллект выше. Профессия отцов отражается в развитии невербального интеллекта (субтесты «Последовательные картинки», «Кубики Косса», «Сложение фигур»). Наиболее благоприятны для развития интеллекта детей такие профессии отцов, как учитель, инженер.

Естественно, что общий IQ коррелирует с уровнем образования родителей. Это может объясняться как генетическими (что вероятнее), так и средовыми факторами.

Неблагополучное, стремительное течение родов и связанная с ним гипоксия головного мозга отрицательно влияют на развитие интеллекта детей, по преимуществу – вербального, что в очередной раз подтверждает мысль о его биологической детерминации (отчасти – генетической). Из невербальных функций особо страдают функции, связанные с пространственным мышлением (субтест «Кубики Косса»). Таким образом, при пренатальной травматизации страдают интеллектуальные способности, тесно связанные с врожденным общим интеллектом. Следует заметить, что общая двигательная и познавательная активность детей положительно коррелировала с вербальным интеллектом.

В целом же первоначальная гипотеза Д. Векслера о врожденности и психофизиологической обусловленности развития невербального интеллекта и о социально-средовой обусловленности развития вербального интеллекта опровергнута: факты свидетельствуют о прямо противоположной зависимости. Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Тест Векслера

Тест Векслера

[toc]

Шкала или тест Векслера предназначается для определения степени интеллектуального развития человека и является одной из наиболее распространенных и известных методик проведения подобных исследований

В его основе лежит иерархическая модель интеллекта, которая также была разработана Векслером. С ее помощью можно проводить качественную диагностику не только общего интеллекта, но и его вербальных и невербальных составляющих.

Данный тест включает в себя 11 независимых субтестов, которые разгруппированы на 5 исследований невербального типа и 6 вербальных исследований. Все они включают различное количество вопросов или заданий, требующих выполнения, которые имеют тенденции к постепенному усложнению.

Вербальное тестирование необходимо для проверки общего уровня осведомленности человека, диагностики его понятливости и определения способностей относительно нахождения сходств между объектами или запоминания рядов чисел.

Невербальные тестирования строятся по совершенно иному принципу, они требуют от человека поиска не хватающих деталей в предлагаемой картине, определение правильной последовательности расположения объектов, совершения складывания различных фигур и выполнения прочих заданий. После выполнения каждого предложенного теста выносится оценка, исчисляемая в баллах, которые уже переводятся в унифицированные оценки шкалы, подвергающиеся тщательному анализу.

Анализ общих результатов тестирования позволяет установить не только IQ человека и его производные, но также и определить, какие сферы интеллектуальной деятельности имеют меньшее развитие и чем они могут быть компенсированы. Низкий балл, полученный хотя бы по одному из субтестов, является свидетельством наличия патологии психического развития или нервного расстройства.

Из истории

Тест Векслера был разработан в конце 30-х годов прошлого века, до его появления у специалистов не было других аналогичных способов определения уровня интеллектуального развития взрослого человека. Сам Векслер неоднократно подвергал критике шкалу Стэнфорд-Бине, поскольку она имела исключительно вербальное направление, именно поэтому в его тест было включено такое значительное количество заданий невербального типа.

Одна из основных сложностей заключалась в стандартизации новой школы, для получения объективных показателей использовались очень большие выборки среди взрослых людей без каких-либо отклонений в интеллектуальном развитии. При этом необходимо было строго контролировать профессиональный статус и образование у исследуемых людей, критерии неоднократно менялись. Для проведения итоговых исследований был откорректирован и возрастной диапазон, поскольку обследовались лица от 10 до 60 лет.

Окончательный отбор субтестов, которые были включены в созданную Векслером концепцию проведения исследований, был сформирован под воздействием следующих факторов:

  • достаточно высокий уровень связи с иными способами исследования интеллекта;
  • значительные различия в функциях, которые выполняют отдельные субтесты, что позволяло исключить субъективность конечного результата из-за слишком высокой степени внимания к определенным способностям или пробелам в знаниях у конкретного человека;
  • возможность анализировать результаты всех субтестов, что позволяет делать необходимые заключения.

Тест Векслера неоднократно подвергался коррекциям, его окончательная редакция была принята только в конце 40-х годов прошлого века. В первоначальных исследованиях приняло участие более 2000 человек, проживающих в разных регионах США, а также различающихся по возрасту, условиям жизни, цвету кожи и некоторым иными критериям.

Общие правила тестирования

Перед использованием рассматриваемой медики необходимо изучить общие рекомендации правила по проведению тестирования.

  1. Приступать к тестированию допускается только при наличии уверенности, что испытуемый обладает подобным желанием на текущий момент. Возможно, потребуется искусственное повышение его настроения.
  2. Исследование должно быть начато незаметно для испытуемого и напоминать обычную беседу или игру, у него не должно выработаться впечатление присутствия на экзамене.
  3. Специалисту необходимо следить за четкостью собственной дикции и соблюдением точности формулировок фраз.
  4. Все положительные ответы испытуемого должны поощряться.
  5. Ситуации, во время которых наблюдается неспособность испытуемого дать ответ на поставленный вопрос, должны сглаживаться, чтобы не вызывать у него дискомфорт или чувство раздражения.
  6. При отсутствии со стороны испытуемого хоть каких-либо ответов должна происходить стимуляция общения, при этом не допускается подводить его к даче конкретного ответа путем подсказок. Без получения ответа также не допускается осуществление перехода к новому заданию.
  7. В случае получения нескольких ответов на один вопрос, если они не противоречат друг другу, специалист должен самостоятельно выбрать наиболее положительный из них. При возникновении противоречия требуется задать уточняющий вопрос.
  8. При отсутствии ответа на протяжении 10-15 секунд требуется повторение вопроса, формулировка должна быть прежней. Исключение допускается только для субтеста под названием «Повторение цифр». Частичное исключение делается для «Арифметического субтеста»: повторение осуществляется только при наличии просьбы со стороны испытуемого, но при этом отсчет времени не подлежит обнулению.
  9. Дополнительные вопросы допускается задавать в ситуациях, когда данный ответ нельзя оценить в 0 или 1 балл.
  10. При исследовании ребенка могут возникнуть ситуации, когда задание выполнено с ошибкой, но время еще не истекло. Специалисту в таком случае требуется имитировать занятость иными процессами и предложить испытуемому еще некоторое время позаниматься своими делами.

Модификации

Тест Векслера имеет несколько различных модификаций. Основные варианты, используемые на сегодняшний день, рассмотрены ниже:

  • WAIS является тестированием, применяемым для исследования взрослых людей, возраст которых составляет от 16 до 64 лет;
  • WISC предназначен для проведения исследований среди детей и подростков, возраст испытуемых может составлять от 6,5 до 16,5 лет;
  • WPPSI используется для тестирования детей младшего возраста от 4 до 6,5 лет, но в отечественной практике эта модификация фактически не используется.

Видео Тест структуры интеллекта Векслера — «Лаборатории психофизиологического обеспечения «(«ЛПФО»)Россия, г.Новоуральск

WAIS

WAIS является классическим вариантом теста Векслера, который впервые был опубликован еще в середине 50-х годов прошлого века. Редакция WAIS-R была выпущена спустя 26 лет.

Вербальная шкала

Ниже перечисляются и более детально рассматриваются все субтесты, которые были включены в вербальную шкалу:

  1. «Общая осведомленность» состоит из 29 вопросов, которые необходимы для проверки наличия базовых знаний. Вопросы, связанные с теоретическими или какими-либо специальными знаниями исключены. За каждый правильный ответ испытуемому начисляется балл.
  2. «Понимание» включает в себе 14 заданий, направленных на проверку правильности понимания испытуемым различных выражений. В зависимости от ответов начисляется 0, 1 или 2 балла.
  3. «Арифметика» также включает в себя 14 задач, все они были заимствованы из курса начальной школы. Решать их необходимо исключительно устно, поскольку проверяются способности испытуемого по мысленному оперированию числами. При оценке ответа также учитывается и затраченное на него время.
  4. «Нахождение сходства» состоит из 13 заданий. Все она заключается в определении общей категории для нескольких объектов, путем выяснения их схожих черт. В зависимости от ответов начисляется 0, 1 или 2 балла.
  5. «Запоминание цифр» состоит из двух частей. Первая из них содержит несколько рядов, в которых может быть от 3 до 9 чисел, от испытуемого требуется их запоминание и воспроизведение после прослушивания. Во второй части ряды содержат от 2 до 8 чисел, их воспроизведение осуществляемся в обратном порядке.
  6. «Словарный запас» необходим для проверки накопленного вербального опыта, позволяющего правильно определять понятия. От испытуемого требуется дать определения 10 простейшим словам из обычной разговорной речи; 20 более сложным словам и 12 абстрактным понятиям. В зависимости от ответов начисляется 0, 1 или 2 балла.

Невербальная шкала

Как уже упоминалось, невербальная шкала включает в себя 5 субтестов, которые более подробно рассматриваются ниже:

  1. «Шифровка» еще иногда называется «Цифровыми символами», это один из вариантов тестирований, направленных на осуществление кодовых замен. Испытуемому дается ключ, который содержит кодовые символы под каждой цифрой, он должео проставить их на 100 чисел, тратя на каждый процесс не более полторы минуты. Проведение данного исследования дает возможность проверить зрительно-моторную скорость.
  2. «Недостающие детали» заключается в следующем: испытуемому демонстрируется 21 карточка, на каждой картинке имеются отсутствующие детали, которые он должен определить, тратя на этот процесс не более 20 секунд. За каждый правильный ответ полагается начисление балла.
  3. «Конструирование блоков» представляется собой субтест, состоящий из 40 заданий, направленные на проверку двигательной координации, а также визуального синтеза. Испытуемому выдаются карточки с чертежами, окрашенными в красно-белый цвет, а также набор кубиков соответствующей раскраски. Ориентируясь на образец, он должен собрать из кубиков конструкцию. Во время проведения теста оценивается не только правильность совершаемых действий, но и затраченное время.
  4. «Последовательные картинки» является заданием, в основе которого находится 8 серий картинок, каждая из которых наделена своим сюжетом. Карточки демонстрируется с нарушением порядка, а испытуемый должен попробовать разложить их в правильном порядке, что позволяет оценить его способности организации целого из раздельных частей, а также общего понимания ситуации.
  5. «Сборка объекта» состоит из 4 заданий, которые заключаются в собирании из различных частей деталей определенной фигуры, которая должна быть хорошо знакома испытуемому, например, это может быть слон, человек или рука. При вынесении оценки также учитывается и затраченное время.

Обработка и интерпретация результатов

Все полученные результаты обрабатываются и подвергаются тщательному анализу. Процесс обработки на первом этапе заключается в подсчете и интерпретации набранных баллов во всех субтестах, а на втором этапе уже осуществляется аналитическая деятельность, касающаяся высчитанных коэффициентов. Финальная стадия подразумевает качественную интерпретацию профиля, при этом учитываются также и особенности поведения испытуемого в ходе прохождения тестов и другие сведения, полученные в результате наблюдений и способные оказать влияние на диагностику интеллектуальных способностей.

Ниже приводится стандартная классификация IQ-показателей по Векслеру:

  • Количество баллов от 130 и выше является признаком очень высокого уровня IQ, такой показатель наблюдается лишь у 2,2% населения;
  • 120-229 набранных баллов – это признак высокого уровня IQ, которым наделены 6,7% всего населения;
  • 110-119 набранных баллов считается нормальным показателем, который наблюдается у 16,1% населения;
  • 90-109 набранных баллов является средним и самым распространенным показателем, который наблюдается у половины населения;
  • 80-89 набранных баллов – это уже плохая норма, которая присутствует у 16,1% населения;
  • 69 баллов, а также меньшее набранное количество, свидетельствует о наличии умственных дефектов, которые наблюдаются у 2,2% населения.

WISC

Тест, предназначенный для тестирования исключительно детей, впервые был выпущен в 1950 году, а редакция WISC-R вышла только спустя 24 года.

Субтесты, включенные в него, соответствуют аналогам из WAIS, но они дополнены более легкими вопросами, отличающимися своей однотипностью, поскольку исследование рассчитано на детский возраст.

С учетом этой особенности был добавлен дополнительный субтест, предназначенный для прохождения лабиринтов.

К тому же по желанию специалиста субтесты «Понимание» и «Лабиринт» могут заменяться «Кодированием» и «Запоминанием цифр», но их показатели не будут учитываться во время подсчитывания IQ.

WPPSI

Тест Векслера, рассчитанный на детей самого младшего возраста, был впервые опубликован в 1967 году. Он включает в себя 10 основных и 1 дополнительный субтест, при этом 8 из них носят облегченный характер.

При проведении исследований рекомендуется чередовать вербальные и невербальные тестирования, процедуру можно реализовать в два захода, чтобы не утомлять ребенка. Принципиально новыми являются субтесты под названием «Геометрические схемы», «Предложения» и «Дом животного».

Субтест «Предложения» может быть использован в качестве дополнения либо замены «Запоминание цифр».

Субтест «Дом животного» подразумевает демонстрацию ребенку карточек, на которых изображена кошка, собака, рыба и цыпленок, после чего он должен соотнести животное с подходящим для него домиком.

Для выполнения тестирования «Геометрические схемы» ребенку дается 10 карточек с чертежами, которые он должен скопировать, воспользовавшись цветным карандашом.

prodepressiju.ru

Тест Векслера (взрослый, детский варианты)

девушкаРазвитие интеллекта является предметом многочисленных исследований, проводящихся на протяжении многих десятилетий. В связи с этим ученые постоянно предлагают различные приемы и способы, с помощью которых можно провести оценку уровня интеллекта человека.

Несмотря на то что первые варианты тестирования появились очень давно, только предложенный психологом Векслером в 30-х годах тест оказался стандартизированным и хорошо структурированным.

Тест Векслера возник на фоне растущей неудовлетворенности используемой таблицей определения уровней интеллекта Стэнфорд-Бине. Именно это стало для Векслера мотивацией разработать новую оценочную систему интеллекта человека. Подробнее познакомиться со шкалой психолога и понять, как ею пользоваться онлайн, можно в этой статье.

Интересные факты о возникновении оценочной системы

Как указывалось выше, Векслер изобрел свой тест, руководствуясь желанием разработать более совершенную и структурированную систему для оценки интеллекта. И потому первоначальной его целью было создание не шкалы умственного возраста, а именно балльной шкалы. В своей работе он учел критику и замечания, которые были направлены в адрес системы Стэнфорд-Бине.

Многие ученые на тот момент были недовольны тем, что эта шкала была ориентирована исключительно на вербальность. Поэтому методика Векслера уже включала и шкалу невербальных тестов, количество которых соответствовало вербальным заданиям.

книгиВ ходе ее совершенствования Векслер попытался осуществить контроль за статусами тестируемых в образовательной и профессиональной сфере. Помимо этого в своей методике он использовал весьма масштабные выборки среди людей средних лет. В связи с этим первый тест Векслера (а именно его окончательная версия) был направлен на применение среди населения, возраст которого был в пределах 10-60 лет.

Можно говорить о нескольких основных факторах, оказавших решающее влияние на выборку субтестов, которые впоследствии содержала готовая шкала Векслера. Среди них:

  • Субтесты, окончательно отобранные для шкалы, обладали высокой степенью сходства с основами иных тестов, предназначенных для определения интеллекта.
  • Субтесты существенно отличались по своему функционалу, что исключало возможность постороннего влияния в отношении испытуемых со стороны их специфических особенностей либо отдельных способностей.
  • Результаты тестирования помогали создать полноценную информационную базу, чтобы поставить диагноз и сделать заключение.

Новая же форма теста Векслера возникла после того, как окончательная его версия была дважды отредактирована. Так, в 1954 году психолог предложил усовершенствованную форму тестирования. Это была пересмотренная Шкала интеллекта взрослых Векслера (в английском варианте — Wechsler Adult Intelligence Scale).

Рекомендуем: Методы психодиагностики

Векслер стандартизировал свою шкалу WAIS под конкретную возрастную категорию. Ее составляли люди, которым было в пределах 16-64 лет, тщательно распределенные по двум критериям:

  • Возраст.
  • Половая принадлежность.

Но и это еще не все. Спустя несколько лет эта форма вновь была подвергнута переработке. Так в 1981 году возникла новая вариация шкалы Векслера, которая была названа WAIS-R.

Существующие вариации тестов

В настоящее время стандартизированы и применяются на практике только три варианта тестирования, разработанные американским специалистом в области психологии и психодиагностики Дэвидом Векслером.

Каждая из форм теста рассчитана на определенную возрастную группу:

  • Обычный, классический тест (WAIS) для взрослых, которые достигли 16 лет, но не превысили 64.
  • Опросник для детей, который также применяется для оценивания IQ подростков. Рассчитан на возрастной интервал 6,5-16,5 лет (WISС).
  • Для младшей детской группы 4-6,5 лет (WРРSI).

Стоит заметить, что адаптированными для использования в России являются лишь две первые версии тестов. Тест Векслера для дошкольников применяется крайне редко. И потому именно о тестах для взрослых (WAIS) и тестах для детей (WISС) мы будем говорить дальше более подробно.

Стандартная модификация для взрослого населения

Классический тест Векслера для взрослой возрастной категории представляет собой две шкалы:

  • Шкала вербальная, состоящая из 6 заданий.
  • Шкала с невербальным уклоном, включающая 5 заданий.

девушкаВ первую шкалу (для определения вербального интеллекта) вошли следующие тестовые задачи:

1. «Общая осведомленность» (простые вопросы для установления уровня базовых знаний). Выявляется наличие элементарных знаний, не требующих специфической подготовки испытуемого. 2 балла дается за правильный ответ, всего будет задано 29 вопросов.

2. «Понимание». Это 14 вопросов, которые показывают понимание испытуемым смысла высказываний. Возможные баллы за ответ – 0-2.

3. «Арифметика». Состоит из 14 заданий, взятых из программы начальной школы, которые могут решаться устно. Баллы ставятся с учетом затраченного времени и правильности решения задачи.

4. «Нахождение сходства». Всего 13 вопросов, суть которых состоит в выявлении схожих свойств предметов. Возможные баллы – 0, 1 или 2.

5. «Запоминание цифр». Состоит из двух частей, в каждой из которых тестируемому нужно будет прослушать и повторить цифры.

6. «Словарный запас». Эти 42 задания направлены на то, чтобы оценить умение субъекта определять понятия и изучить его вербальный опыт. Результаты оцениваются в 0, 1 или 2 балла.

Невербальная шкала, которую также называют шкалой действий, в отличие от предыдущей, включает только 5 субтестов и выглядит следующим образом:

девушка1. Задание «Шифровка» — тест на время и определение моторной скорости. Задание представляет собой вариацию задачи на кодовую замену цифр. Оценивается результат пройденного теста с учетом количества правильно указанных символов.

2. Задание «Найти недостающие детали». Оно заключается в том, что испытуемому предлагают пройти тест на определение недостающего элемента для конкретной карточки (всего их 21). Задача на время. Оценки выставляются из расчета 1 балл за каждое задание, если оно пройдено в установленный срок (20 секунд) и решено верно.

3. «Кубики Косса» (задания на 40 карточках, суть субтеста — конструирование по шаблону). Испытуемому предстоит собирать кубики по чертежам для определения способности визуально воспринимать окружающее и для оценки координации движений. Также оценивается по времени с учетом качества окончательного варианта решения.

Рекомендуем: Как развить интеллект?

4. Задание «Последовательность картинок». Всего предлагается 8 серий, в каждой из которых есть сюжет. Карточки расположены заведомо неправильно, и субъект должен из них собрать все 8 картинок. Баллы выставляются, как и в предыдущих заданиях.

девушка пишет5. «Сборка целого объекта» из отдельных элементов. Испытуемому предлагаются различные детальки, из которых ему нужно сложить банальные предметы. Правильно ли и долго ли он будет выполнять задание – от этого будет зависеть оценка.

Тест Векслера включает адаптивный алгоритм. Он состоит из базовой серии заданий и задач начального уровня, которые используются, когда есть подозрения на наличие у испытуемого отклонений в умственном развитии. Сначала ему предлагают выполнить основные задания из базовой серии. Если субъект, уровень интеллекта которого заведомо неизвестен, не справляется с задачами этой серии, ему предлагают решить задания попроще.

Оценивание полученных результатов исследования проводится в 3 этапа. Вначале обрабатываются первичные баллы по каждому из субтестов. Впоследствии первичные оценки заносятся в профиль и суммируются отдельно по каждой шкале. Таким образом получают оценку вербального и невербального, а также общего интеллекта, где очень высокий IQ – это 130 и больше баллов, 69 и меньше — показатель наличия умственного дефекта.

Версия, модифицированная под младшую возрастную группу

Тест Векслера (детский вариант) широко практиковался и практикуется в нашей стране. Он представляет собой сборник из 12 субтестов, каждый из которых позволяет произвести оценку различных сторон интеллекта субъекта.

кубик1. Субтест «Осведомленность». Может применяться для оценивания интеллекта нормального, здорового ребенка 8 лет и старше, а также для детей младше 8 лет, если у них заподозрена умственная отсталость. В первом случае начинают опрос с 4-го задания, а во втором – с первого. Верный ответ = 1 балл, неверный – 0.

2. «Понятливость» — на определение способности ребенка моделировать поведение в зависимости от сложившейся социальной ситуации. Оценивается не только правильность ответа, но и инициативность субъекта, его мышление и суждение. Баллы для оценки – 1, 2 или 0.

3. «Арифметический» субтест – как и тест на осведомленность, проводится для детей 8 лет и старше при отсутствии подозрений на умственный дефект и для детей младше 8 лет в обратном случае. Могут использоваться оценки 1 балл или 0 баллов в зависимости от того, насколько быстро и правильно решена задача.

4. Субтест «Сходство». 16 заданий, в которых ребенку предлагается назвать выявленные сходства предметов (что их объединяет). Первые 4 задачи оцениваются в 1 балл или 0 баллов, а задания с 5-го до последнего – 0, 1 или 2 балла.

5. «Словарный» субтест, который проводится в 2 этапа, чтобы определить степень мышления, культуру речи и запас слов ребенка. Всего задается 40 вопросов, на которые испытуемый должен дать максимально полные и аргументированные ответы, ведь от этого зависит количество присуждаемых баллов.

мальчик6. Субтест «Повторение цифр». Тестирование проводится также в 2 этапа, на каждом из которых предлагается 2 серии цифр, которые нужно повторить сначала в прямом, а затем в обратном порядке.

7. Субтест «Недостающие детали». Задание на время: 20 задач в виде карточек, на каждой из которых изображен рисунок с недостающим элементом. На решение 1 задачи дается 15 секунд и присуждается 1 балл, если ребенок дал правильный ответ.

8. «Последовательность». Разложить правильно картинки. 2 блока – 4 и 7 сюжетов. Из картинок, разложенных неправильно, ребенок должен сложить правильный сюжет на время. Если он сделает это с первой попытки, оценка – 2 балла, если со второй – 1, а если совсем не выполнит – 0.

Рекомендуем: Что такое умственная отсталость?

9. Субтест «Кубики Косса». Для первых 4 задач берется лишь 4 кубика, для выполнения остальных – все 9 штук. Этот субтест Векслера предназначен для оценки конструктивного мышления ребенка, а также для выявления патологий головного мозга (применяется в клиниках).

10. Задание «Складывание фигур». Ребенку предлагается собрать разные элементы картинки в единое целое. Всего есть 4 фигуры различного уровня сложности. Оценивается скорость и правильность выполнения задания.

счеты11. Субтест «Шифровка» — 2 варианта. Суть задания: проставить в фигурах символы (1-я версия, для детей младше 8 лет) или проставить символы под рядом цифр (2-я версия, для детей от 8 лет) в соответствии с ключом. Задание рекомендуется выполнить за 120 сек. В случае, если испытуемый справится с тестом раньше установленного времени, ему полагаются дополнительные баллы.

12. Последний субтест – «Лабиринт». Есть несколько карточек с изображенными на них лабиринтами разной сложности, которые пройти нужно на время. Оценивается скорость и правильность выполнения задания.

Рекомендации к проведению

Прежде чем начинать тестирование, важно ознакомиться с нюансами проведения процедуры. Самое главное, чтобы испытуемый не чувствовал себя как на экзамене и у него было желание отвечать на задаваемые вопросы. Они в свою очередь должны быть точно и правильно сформулированы, чтобы отвечающий имел возможность правильно решить задание.

Тест Векслера – это не проверка, а потому у субъекта не должно возникать ощущения, что его в чем-то подозревают. Диалог должен выстраиваться таким образом, чтобы тестируемый чувствовал себя комфортно и у него было хорошее настроение. Автор: Елена Суворова

Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 30-150 тысяч:

www.grc-eka.ru

Использование теста Векслера для определения интеллектуальных качеств

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

ОТДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕСТУ ВЕКСЛЕРА (WAIS)

Цель1: Профподбор. Профессия менеджера.

Цель 2: Профориентация.

Цель 3: Оценка интеллектуальных показателей.

Выполнила студентка

3 курса, 14-33 группы

Васильева И.В.

Преподаватель: Хмелёв Е.А.

1. Цель: оценка интеллектуальных показателей, рекомендации по их развитию

Испытуемый: Васильева И.С.

Возраст: 39 л.

Пол: ж

Дата: 19.02.2004

Самочувствие во время тестирования: хорошее

Анализ полученных интеллектуальных показателей

Общий показатель

Общий показатель равен 116 (оценка в IQ), что соответствует уровню интеллектуального развития – «хорошая норма интеллекта» (по Д. Векслеру, 110-119). Данный уровень интеллекта встречается приблизительно у 16% выборки.

Наблюдаемый, достаточно высокий уровень интеллекта, вероятно, связан с особенностями социализации исследуемого лица. Испытуемая после окончания восьмилетней общеобразовательной школы обучалась в педагогическом училище. В дальнейшем, проработав несколько лет в качестве воспитателя детского сада, испытуемая начала работу в школе, а для этого необходимо обладать более высоким уровнем знаний и умений в педагогической области. На новом месте работы потребовались знания различных дисциплин (например, естествознание, ОБЖ), да и сам процесс обучения детей в детском саду и в школе значительно различается и предполагает применение совершенно разных методов. Через некоторое время исследуемая получила должность социального работника (так же в школе), что, естественно, потребовало иных профессиональных знаний, которые постепенно пополнялись в процессе самой профессиональной деятельности и на курсах НИРО. В данный момент испытуемая работает методистом в одном из дистанционных отделений ННГУ им. Лобачевского. Таким образом, испытуемая всегда работала только в сфере образования, но её конкретные обязанности и требующиеся для этого знания постоянно изменялись, происходило постоянное развитие. Отдельно необходимо заметить, что сфера образования сама по себе является благоприятной почвой для развития человека, и в первую очередь интеллектуального.

Вербальный показатель.

Вербальный показатель составляет 118.

Вероятно, данный уровень вербального интеллекта связан с хорошим качеством образования и самообразования (чтение книг по различным тематикам), а так же с особенностями профессиональной деятельности, в процессе которой необходимо всестороннее использование различных вербальных аспектов (работа с педагогической литературой, ведение урока, написание отчетов, общение с учениками и коллегами). Можно утверждать, что данный уровень вербального интеллекта способствует эффективной и успешной социализации испытуемой, т. к. этот уровень предполагает успешность общения и успешность в выбранной профессиональной деятельности.

Из шести вербальных показателей: три находятся не значительно выше нормы, один значительно выше нормы, один в пределах нормы, один ниже нормы. Получаемый по этим данным профиль говорит о том, что вербальный интеллект, соответствуя хорошей норме, может быть «подтянут», то есть, возможно, развитие некоторых из аспектов культуральнообусловленного интеллекта.

Невербальный показатель

Невербальный показатель составляет 112.

Уровень развития невербального интеллекта связан, прежде всего с психофизиологическими, сенсомоторными и перцептивными особенностями индивида, а так же со сформировавшимися на основе знаний умениями. Поэтому наблюдаемый невербальный показатель определён в значительной степени врождёнными генетически обусловленными характеристиками испытуемого. Рассматриваемый показатель невербального интеллекта находится на достаточно хорошем уровне (все баллы в пределах нормы), что обеспечивает эффективное освоение различных навыков.

Хотя невербальный интеллект является кристаллизованным (по теории Кеттелла), можно предполагать, что использованы не все ресурсы и возможно некоторое дальнейшее развитие рассматриваемых особенностей интеллекта.

Соотношение вербального и невербального показателей

У испытуемой различие в вербальном и невербальном показателях составляет 6, что не является диагностическим признаком (таковым считается различие в 15 и более). Это свидетельствует о равномерном развитии вербальных и невербальных функций.

Тестовый разброс. Возрастной ущерб

СНР – сумма оценок по субтестам с не изменяющимися результатами.

СПР – сумма оценок по субтестам с переменным результатом.

Вычисленный коэффициент возрастного ущерба составляет 14%, что входит в интервал (- ;20%) и не указывает на наличие возрастного ущерба, т.е. развитие интеллектуальных функций соответствует возрасту испытуемой.

Анализ профиля (1-6 субтесты)

А. Сравнение с нормой. Норма - 10

3 балла.

Осведомленность: 14 – выше нормы.

Понятливость: 18 – выше нормы.

Арифметический: 11 – норма.

Сходство: 14 – выше нормы.

Повторение цифр: 6 – ниже нормы.

Словарный: 15 – выше нормы.

Выявлен достаточно хороший уровень оценок по вербальным субтестам: большинство оценок превышают норму, одна - в пределах нормы, но есть так же оценка, лежащая ниже нормы.

Б. Самые высокие показатели получены в субтестах «Понятливость» и «Словарный» (18 баллов и 15 баллов – выше нормы).

Высокий показатель в субтесте «Понятливость» говорит о том, что испытуемая обладает хорошими умениями строить умозаключения на основе жизненного опыта и с опорой на здравый смысл (взаимодействие интеллектуальных и эмоциональных факторов) и что наблюдается актуальная готовность к умственной деятельности, самостоятельности и социальная зрелость суждений.

Высокий показатель в субтесте «Словарный» показывает, что испытуемая свободно оперирует словами родного языка, имеет большой словарный запас. Успешность ответов в данном субтесте значительно зависит от образования и культуры мышления. По характеру актуализируемых интеллектуальных процессов этот субтест наиболее близок к «Осведомленности», в котором испытуемая так же получила оценку выходящую за норму (14 баллов).

В. Самый низкий показатель получен в субтесте «Повторение цифр» (6 баллов – ниже нормы).

Данный субтест определяет качество оперативной памяти и активного внимания. Рассматриваемый показатель наиболее слабо коррелирует с общим IQ.

Г. Сравнение самого успешного и «неуспешного» субтеста среди вербальных.

Успех в субтестах «Понятливость», «Словарный» и «Повторение цифр» определяется различными факторами. Для успешного повтора цифр необходима развитость оперативной памяти (объём и время удержания) – это почти нетренируемое качество. Успех же в субтестах «Понятливость» и «Словарный» во многом зависит от жизненного опыта, т.е. это качество можно развивать в течение жизни.

Анализ профиля (7-11 субтесты)

А. Сравнение с нормой.

Шифровка: 10 – норма.

Недостающие детали: 13 – норма.

Кубики Коса: 12 – норма.

Последовательные картинки: 13 – норма.

Складывание фигур: 7 – норма.

Все оценки невербальных субтестов находятся в пределах нормы.

Б. Самая высокая оценка среди невербальных субтестов получена в «Недостающих деталях» и «Последовательные картинки» (по 13 баллов - норма).

Результаты «Недостающих деталей» свидетельствует о том, что испытуемая обладает достаточно хорошими показателями объёма внимания, наблюдательности, сосредоточенности. Этот субтест выявляет перцептивные способности, включенные в зрительное узнавание знакомых объектов, умение дифференцировать существенное от второстепенного в зрительных образах (полученный балл говорит о нормальном развитии всех этих качеств).

Результаты «Последовательных картинок» дают понять, что испытуемая на должном уровне умеет организовать отдельные части смыслового сюжета в единое целое. Развито перцептивное внимание и зрительное «схватывание» материала, понимание и предвосхищение событий.

В. Самая низкая оценка среди невербальных субтестов получена в «Складывании фигур» (7 баллов – норма).

Успешность выполнения рассматриваемого субтеста связана с умением соотносить части и целое, а его решение сопровождается формированием идеального эталона и воплощением этого эталона на практике. Т.к. выявленный балл не выходит за рамки нормы, можно говорить о достаточном развитии этих способностей, но всё же оценка находится на границе «норма-ниже нормы», возможно, это можно объяснить тем, что у данной испытуемой недостаточно развиты эвристические компоненты мышления, которые включены в выполнение теста.

Г. Сравнение самого успешного и «неуспешного» субтеста среди невербальных.

Оценка самых успешных невербальных субтестов «Недостающие детали» и «Последовательные картинки» более, чем в два раза превышает оценку «неуспешного» «Складывание фигур». Отметим, что понятия «успешность» и «неуспешность» здесь относительны, т.к. оценки всех отмеченных здесь субтестов принадлежат норме. Для успешного выполнения всех этих заданий необходим хороший уровень внимания и сосредоточенности, умение работать с частями и целым, достаточное развитие зрительных перцептивных способностей. Отличительной особенностью в выполнении «Последовательных картинок» является чувство юмора испытуемого (а это скорее можно отнести к личностным характеристикам), а для «Складывания фигур» - формирование эталона в уме и элементы эвристического мышления.

mirznanii.com


Смотрите также