/ ГОСЫ / билеты / 10 Метод тестов в психологии. Метод теста


4. Тестирование (метод тестов)

Тестирование – это исследовательский метод, который позволяет выявить уровень знаний, умений и навыков, способностей и других качеств личности, а также их соответствие определенным нормам путем анализа способов выполнения испытуемым ряда специальных заданий. Такие задания принято называть тестами. Тест – это стандартизированное задание или особым образом связанные между собой задания, которые позволяют исследователю диагностировать меру выраженности исследуемого свойства у испытуемого, его психологические характеристики, а также отношение к тем или иным объектам. В результате тестирования обычно получают некоторую количественную характеристику, показывающую меру выраженности исследуемой особенности у личности. Она должна быть соотносима с установленными для данной категории испытуемых нормами.

Значит, с помощью тестирования можно определить имеющийся уровень развития некоторого свойства в объекте исследования и сравнить его с эталоном или с развитием этого качества у испытуемого в более ранний период.

Существуют определенные правила проведения тестирования и интерпретации полученных результатов. Эти правила достаточно четко проработаны, и основные из них имеют следующий смысл:

1) информирование испытуемого о целях проведения тестирования;

2) ознакомление испытуемого с инструкцией по выполнению тестовых заданий и достижение уверенности исследователя в том, что инструкция понята правильно;

3) обеспечение ситуации спокойного и самостоятельного выполнения заданий испытуемыми; сохранение нейтрального отношения к тестируемым, уход от подсказок и помощи;

4) соблюдение исследователем методических указаний по обработке полученных данных и интерпретации результатов, которыми сопровождается каждый тест или соответствующее задание;

5) предупреждение распространения полученной в результате тестирования психодиагностической информации, обеспечение ее конфиденциальности;

6) ознакомление испытуемого с результатами тестирования, сообщение ему или ответственному лицу соответствующей информации с учетом принципа «Не навреди!»; в этом случае возникает необходимость решения серии этических и нравственных задач;

7) накопление исследователем сведений, полученных другими исследовательскими методами и методиками, их соотнесение друг с другом и определение согласованности между ними; обогащение своего опыта работы с тестом и знаний об особенностях его применения.

Выделяют также несколько типов тестов, каждому из которых сопутствуют соответствующие процедуры тестирования.

Тесты способностей позволяют выявить и измерить уровень развития тех или иных психических функций, познавательных процессов. Такие тесты чаще всего связаны с диагностикой познавательной сферы личности, особенностей мышления и обычно называются также интеллектуальными.

К ним относятся, например, тест Равена, тест Амтхауэра, соответствующие субтесты теста Векслера и т.д., а также тесты-задания на обобщение, классификацию и множество других тестов исследовательского характера.

Тесты достижений ориентированы на выявление уровня сформированности конкретных знаний, умений и навыков и как меры успешности выполнения, и как меры готовности к выполнению некоторой деятельности. В качестве примеров могут служить все случаи тестовых экзаменационных испытаний. На практике обычно применяются «батареи» тестов достижений.

Личностные тесты предназначены для выявления свойств личности испытуемых. Они многочисленны и разнообразны: существуют опросники состояний и эмоционального склада личности (например, тесты тревожности), опросники мотивации деятельности и предпочтений, определения черт характера личности и отношений.

Имеется группа тестов, называемых проективными, которые позволяют выявить установки, неосознаваемые потребности и побуждения, тревоги и состояние страха.

Применение тестов всегда связано с измерением проявления того или иного психологического свойства и оценкой уровня его развития или сформированности. Поэтому важное значение имеет качество теста. Качество теста характеризуется критериями его точности, т.е. надежностью и валидностью.

Надежность теста определяется тем, насколько получаемые показатели являются стабильными и насколько они не зависят от случайных факторов. Разумеется, речь идет о сравнении показаний одних и тех же испытуемых. Это значит, что надежному тесту должна быть свойственна согласованность показателей тестирования, полученных при повторном тестировании, и можно быть уверенным в том, что тест выявляет одно и то же

свойство. Применяются разные способы проверки надежности тестов.

Один способ – это только что упомянутое повторное тестирование: если результаты первого и через определенное время проводимого повторного тестирования покажут наличие достаточного уровня корреляции, то это будет свидетельствовать о надежности теста. Второй способ связан с применением другой эквивалентной формы теста и наличием высокой корреляции между ними. Возможно и применение третьего способа оценки надежности, когда тест допускает его расщепление на две части и одна

и та же группа испытуемых обследуется с применением обеих частей теста. Надежность теста показывает, насколько точно измеряются психологические параметры и насколько высокой может быть мера доверия исследователя к полученным результатам.

Валидность теста отвечает на вопрос о том, что именно выявляет тест, насколько он пригоден для выявления того, для чего он предназначен. Например, тесты способностей нередко выявляют несколько иное: натренированность, наличие соответствующего опыта или, наоборот, его отсутствие. В таком случае тест не отвечает требованиям валидности.

В психодиагностике выделяют разные виды валидности. В простейшем случаеь валидность теста обычно определяется путем сопоставления полученных в результате тестирования показателей с экспертными оценками о наличии данного свойства у исследуемых (текущая валидность или валидность «по одновременности»), а также путем анализа данных, полученных в результате наблюдения за обследуемыми в различных ситуациях их жизни и деятельности, и их достижений в соответствующей области.

Вопрос о валидности теста может быть решен еще и сравнением его данных с показателями, полученными с помощью методики, связанной с данной методикой, валидность которой считается установленной.

5. Изучение продуктов деятельности

Изучение продуктов деятельности – это исследовательский метод, который позволяет опосредованно изучать сформированность знаний и навыков, интересов и способностей человека на основе анализа продуктов его деятельности. Особенность этого метода заключается в том, что исследователь не вступает в контакт с самим человеком, а имеет дело с продуктами его предшествующей деятельности или размышлениями о том, какие

изменения произошли в самом испытуемом в процессе и в результате его включенности в некоторую систему взаимодействий и отношений.

studfiles.net

10 Метод тестов в психологии

Вопрос № 10. Метод тестов в психологии (Гуревич Психологическая диагностика).

1. тесты (которые, в свою очередь, делятся на несколько подклассов),

2.опросники, методики проективной тех­ники и психофизиологические методики.

В литературе нередко все методики определения индивидуаль­но-психологических различий именуются тестами, а пособия по диагностике называются пособиями по тестологии. Однако по своей психологической сущности тесты и, например, опросники очень несходны между собой. Методики проективного характера также представляют собой особый инструмент, не похожий ни на один из перечисленных. Поэтому для лучшего понимания того, что дает диагностирование, их следует отделить друг от друга по названию. Особое место должны занять в этой классификации психофизиологические методики. Это оригинальные средства диагностики, возникшие в нашей стране.

Тесты

Тесты (в переводе с английского — «испытание», «проверка», «проба») — это стандартизированные и обычно краткие и ограни­ченные во времени испытания, предназначенные для установле­ния количественных и качественных индивидуально-психологи­ческих различий между людьми. Их отличительная особенность заключается в том, что они состоят из заданий, на которые от ис­пытуемого нужно получить правильный ответ. В опросниках, в проективных и психофизиологических методиках правильных от­ветов не существует.

Тесты можно расклассифицировать, выделить несколько под­классов в зависимости от того, какой признак взят за основание деления. Наиболее значительными представляются классифика­ции тестов по форме и по содержанию.

Форма психологического тестирования

По форме тесты могут быть индивидуальные и групповые, устные и письменные; бланковые, предметные, аппаратурные и компьютерные; вербальные и невербальные (практические).

Индивидуальные и групповые (коллективные) тесты. Индивидуа­льные тесты — это такой вид методик, когда взаимодействие экспе­риментатора и испытуемого происходит один на один. Индивидуа­льное тестирование имеет свои преимущества: возможность наблю­дать за испытуемым (за его мимикой, непроизвольными реакция­ми), слышать и фиксировать непредусмотренные инструкцией вы­сказывания, что позволяет оценить отношение к обследованию, от­мечать функциональное состояние испытуемого и др. Кроме того, опираясь на уровень подготовленности испытуемого, можно по ходу эксперимента заменить один тест другим. Индивидуальная диагнос­тика необходима при работе с детьми младенческого и дошкольного возраста, в клинической психологии—для тестирования лиц с сома­тическими или нервно-психическими нарушениями, людей с физи­ческими недостатками и т.д. Необходима она и в тех случаях, когда нужен тесный контакт экспериментатора и испытуемого с целью оп­тимизации его деятельности. Однако индивидуальные тесты требу­ют, как правило, много времени на проведение эксперимента, и в этом смысле менее экономичны по сравнению с групповыми.

Групповые тесты — это такой тип методик, который позволяет одновременно проводить испытания с очень большой группой людей (до нескольких сот человек). Поскольку инструкции и про­цедура проведения детально разработаны, экспериментатор дол­жен неукоснительно их выполнять. При групповом тестировании особенно строго соблюдается единообразие условий проведения эксперимента. Обработка результатов объективизирована и не требует высокой квалификации. Результаты большинства группо­вых тестов могут обрабатываться на ЭВМ.

Однако следует отметить и определенные недостатки группо­вого тестирования. Так, у экспериментатора гораздо меньше воз­можностей установить взаимопонимание с испытуемым, пробу­дить его интерес и заручиться его сотрудничеством. Любые слу­чайные состояния испытуемого, такие, как болезнь, утомление, беспокойство и тревожность, которые могут влиять на выполне­ние заданий, гораздо труднее выявить в групповом тестировании. В целом, лица, незнакомые с такой процедурой, скорее покажут более низкие результаты при групповом тестировании, нежели при индивидуальном. Поэтому в тех случаях, когда принимаемое по результатам тестирования решение важно для испытуемого, желательно дополнить результаты группового тестирования либо индивидуальной проверкой неясных случаев, либо информацией, полученной из других источников.

Устные и письменные тесты. Эти тесты различаются по форме от­вета. Устными чаще всего бывают индивидуальные тесты, письмен­ными — групповые. Устные ответы в одних случаях могут формули­роваться испытуемым самостоятельно («открытые» ответы), в других — он должен из нескольких предложенных ответов выбрать и назвать тот, который считает правильным («закрытые» ответы). В письмен­ных тестах ответы даются испытуемым или в тестовой тетради, или на специально разработанном бланке ответов. Письменные ответы также могут носить «открытый» или «закрытый» характер.

Бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные тесты. Эти тесты различаются по материалу, который используется при тестировании. Бланковые тесты (другим широко известным на­званием является тест «карандаш и бумага») представлены в виде отдельных бланков или тетрадей, брошюр, в которых содержится инструкция по применению, примеры решения, сами задания и графы для ответов. Предусмотрены формы, когда ответы заносят­ся не в тестовые тетради, а на отдельные бланки. Это позволяет ис­пользовать одни и те же тестовые тетради многократно. Бланко­вые тесты могут применяться как при индивидуальном, так и при групповом тестировании.

В предметных тестах материал тестовых заданий представлен в виде реальных предметов: кубиков, карточек, деталей геометриче­ских фигур, конструкций и узлов технических устройств и т.п. Предметные тесты чаще проводятся индивидуально.

Аппаратурные тесты — это такой тип методик, который требу­ет применения специальных технических средств или специаль­ного оборудования для проведения исследования или регистра­ции полученных данных. Широко известны приборы для исследо­вания показателей времени реакции (реактометры, рефлексометры), устройства для изучения особенностей восприятия, памяти, мышления. В последние годы аппаратурные тесты широко испо­льзуют компьютерные устройства. В большинстве случаев аппара­турные тесты проводятся индивидуально.

Компьютерные тесты. Это автоматизированный вид тестиро­вания в форме диалога испытуемого и ЭВМ. Тестовые задания предъявляются на экране дисплея, а ответы испытуемый вводит в память ЭВМ с клавиатуры; таким образом, протокол сразу созда­ется как набор данных (файл) на магнитном носителе. Стандарт­ные статистические пакеты позволяют очень быстро проводить математико-статистическую обработку полученных результатов по разным направлениям. При желании можно получить инфор­мацию в виде графиков, таблиц, диаграмм, профилей.

С помощью компьютера экспериментатор получает для анали­за такие данные, которые без ЭВМ получить практически невоз­можно: время выполнения отдельных заданий теста, время полу­чения правильных ответов, количество отказов отрешения и обра­щения за помощью, время, затрачиваемое испытуемым на обду­мывание ответа при отказе от решения, время ввода ответа (если он сложен) в ЭВМ и т.д. Эти особенности испытуемых можно ис­пользовать для углубленного психологического анализа результа­тов, полученных в процессе тестирования.

Вербальные и невербальные тесты. Эти тесты различаются по характеру стимульного материала. В вербальных тестах основным содержанием работы испытуемых являются операции с понятия­ми, мыслительные действия, осуществляемые в словесно-логиче­ской форме.

Составляющие эти методики задания апеллируют к памяти, воображению, мышлению в их опосредованной языковой форме. Они очень чувствительны к различиям в языковой культуре, уров­ню образования, профессиональным особенностям. Вербальный тип заданий наиболее распространен среди тестов интеллекта, те­стов достижений, при оценке специальных способностей.

Невербальные тесты — это такой тип методик, в которых тесто­вый материал представлен в наглядной форме (в виде картинок, чертежей, графических изображений и т.п.). От испытуемых требу­ется понимание вербальных инструкций, само же выполнение за­даний опирается на перцептивные и моторные функции. Самым известным невербальным тестом являются Прогрессивные матри­цы Равена. Невербальные тесты уменьшают влияние языковых раз­личий на результат испытания. Они также облегчают процедуру те­стирования испытуемых с нарушением речи, слуха или с низким уровнем образования. Невербальные тесты широко используются при оценке пространственного и комбинаторного мышления. В ка­честве отдельных субтестов они включены во многие тесты интел­лекта, общих и специальных способностей, тесты достижений.

Содержание психологического тестирования

По содержанию тесты обычно делятся на следующие классы, или направления: тесты интеллекта, тесты способностей, тесты личности; особое место в этом делении занимают тесты достиже­ний, не предназначенные для решения собственно психологиче­ских проблем.

Тесты интеллекта. Предназначены для исследования и измере­ния возрастного интеллектуального развития человека. Они явля­ются наиболее распространенными психодиагностическими ме­тодиками. Под интеллектом как объектом измерения подразуме­ваются не любые проявления индивидуальности, а прежде всего те, которые имеют отношение к познавательным процессам и фун­кциям (к мышлению, памяти, вниманию, восприятию). По форме тесты интеллекта могут быть групповыми и индивидуальными, устными и письменными, бланковыми, предметными и компью­терными. Каждое задание таких тестов имеет правильное решение и, следовательно, об успешности их выполнения судят по числу правильных или неправильных ответов. В последние 30—35 лет успешно разрабатываются вербальные критериально-ориентиро­ванные тесты интеллекта. Их принципиальное отличие от тради­ционных тестов состоит в том, что в заданиях, в которых испытуе­мый должен найти свое решение определенной логической зада­чи, используются не любые понятия и термины, а только те, кото­рые составляют содержание учебных программ. Включение по­добных понятий и терминов позволяет установить, насколько они стали предметом мыслительной деятельности учащихся.

Тесты способностей. Это тип методик, предназначенных для оценки возможностей индивида в овладении знаниями, навыка­ми, умениями в различных областях — математике, технике, лите­ратуре, в разнообразных видах художественных деятельностей.

Принято выделять общие и специальные способности. Общие способности обеспечивают овладение разными видами занятий и умений, которые человек реализует во многих видах деятельности. Общие способности отождествляются с интеллектом, и поэтому часто они называются общими интеллектуальными (умственны­ми) способностями.

В отличие от общих, специальные способности рассматрива­ются в отношении к отдельным, специальным областям деятель­ности. В соответствии с таким делением разрабатываются тесты общих и специальных способностей.

По своей форме тесты способностей носят разнообразный ха­рактер (индивидуальный и групповой, устный и письменный, бланковый, предметный, аппаратурный и т.д.). Ответы испытуе­мых здесь также оцениваются по типу правильно, неправильно.

Тесты личности. Эти психодиагностические методики направ­лены на оценку эмоционально-волевых компонентов психической деятельности — мотивации, интересов, эмоций, отношений (в том числе и межличностных), а также особенностей поведения индивида в определенных ситуациях. Таким образом, тесты лично­сти диагностируют неинтеллектуальные проявления испытуемых.

Тесты личности можно подразделить на тесты действия и ситу­ационные тесты. Тесты действия представляют собой относитель­но простые, четко структурированные процедуры, в которых воз­можен правильный ответ (например, тест замаскированных фигур Уиткина, тест ригидности Лучинса и др.).

Особенностью ситуационных тестов является то, что испытуе­мому предлагается выбрать образ поведения в сложной социаль­ной ситуации, близкой к реальной. С их помощью диагностируют­ся, в частности, такие аспекты личности, как склонность к асоциа­льному поведению, а также к стабильным, устойчивым решениям и действиям.

Неинтеллектуальные, личностные особенности измеряются так­же с помощью опросников и проективной техники. Эти диагности­ческие методики рассмотрены в соответствующих разделах пособия.

Тесты достижений, или, как их можно назвать по-другому, тес­ты объективного контроля успешности (школьной, профессиона­льной, спортивной), предназначены для оценки степени продви-нутости знаний, навыков, умений после прохождения человеком соответствующего обучения, общей и профессиональной подго­товки. Таким образом, тесты достижений в первую очередь изме­ряют влияние, которое оказывает на развитие индивида относите­льно стандартный набор воздействий. Они широко используются для оценки школьных, учебных, а также профессиональных до­стижений. Этим объясняется их большое количество и разнообра­зие. Так же, как и в тестах интеллекта, и в этих тестах предполага­ется правильный ответ, а показателем успешности является коли­чество правильно выполненных заданий.

Тесты школьных достижений являются, в основном, группо­выми и бланковыми, но могут быть представлены и в компьютер­ном варианте. Профессиональные тесты достижений обычно име­ют три разные формы: аппаратурные (тесты исполнения или дей­ствия), письменные и устные.

3

studfiles.net

Тестирование (метод тестов)

Тестирование – это исследовательский метод, который позволяет вы-

явить уровень знаний, умений и навыков, способностей и других качеств

личности, а также их соответствие определенным нормам путем анализа

способов выполнения испытуемым ряда специальных заданий. Такие зада-

ния принято называть тестами. Тест – это стандартизированное задание

или особым образом связанные между собой задания, которые позволяют

исследователю диагностировать меру выраженности исследуемого свойст-

ва у испытуемого, его психологические характеристики, а также отноше-

ние к тем или иным объектам. В результате тестирования обычно получа-

ют некоторую количественную характеристику, показывающую меру вы-

раженности исследуемой особенности у личности. Она должна быть соот-

носима с установленными для данной категории испытуемых нормами.

Значит, с помощью тестирования можно определить имеющийся уровень

развития некоторого свойства в объекте исследования и сравнить его с

эталоном или с развитием этого качества у испытуемого в более ранний

период.

Существуют определенные правила проведения тестирования и ин-

терпретации полученных результатов. Эти правила достаточно четко про-

работаны, и основные из них имеют следующий смысл:

1) информирование испытуемого о целях проведения тестирования;

2) ознакомление испытуемого с инструкцией по выполнению тесто-

вых заданий и достижение уверенности исследователя в том, что инструк-

ция понята правильно;

3) обеспечение ситуации спокойного и самостоятельного выполнения

заданий испытуемыми; сохранение нейтрального отношения к тестируе-

мым, уход от подсказок и помощи;

4) соблюдение исследователем методических указаний по обработке

полученных данных и интерпретации результатов, которыми сопровожда-

ется каждый тест или соответствующее задание;

5) предупреждение распространения полученной в результате тести-

рования психодиагностической информации, обеспечение ее конфиденци-

альности;

6) ознакомление испытуемого с результатами тестирования, сообще-

ние ему или ответственному лицу соответствующей информации с учетом

принципа «Не навреди!»; в этом случае возникает необходимость решения

серии этических и нравственных задач;

7) накопление исследователем сведений, полученных другими иссле-

довательскими методами и методиками, их соотнесение друг с другом

и определение согласованности между ними; обогащение своего опыта ра-

боты с тестом и знаний об особенностях его применения.

Выделяют также несколько типов тестов, каждому из которых сопут-

ствуют соответствующие процедуры тестирования.

Тесты способностей позволяют выявить и измерить уровень развития

тех или иных психических функций, познавательных процессов. Такие

тесты чаще всего связаны с диагностикой познавательной сферы личности,

особенностей мышления и обычно называются также интеллектуальными.

К ним относятся, например, тест Равена, тест Амтхауэра, соответствующие

субтесты теста Векслера и т.д., а также тесты-задания на обобщение, клас-

сификацию и множество других тестов исследовательского характера.

Тесты достижений ориентированы на выявление уровня сформиро-

ванности конкретных знаний, умений и навыков и как меры успешности

выполнения, и как меры готовности к выполнению некоторой деятельно-

сти. В качестве примеров могут служить все случаи тестовых экзаменаци-

онных испытаний. На практике обычно применяются «батареи» тестов

достижений.

Личностные тесты предназначены для выявления свойств личности

испытуемых. Они многочисленны и разнообразны: существуют опросники

состояний и эмоционального склада личности (например, тесты тревожно-

сти), опросники мотивации деятельности и предпочтений, определения

черт характера личности и отношений.

Имеется группа тестов, называемых проективными, которые позво-

ляют выявить установки, неосознаваемые потребности и побуждения,

тревоги и состояние страха.

Применение тестов всегда связано с измерением проявления того или

иного психологического свойства и оценкой уровня его развития или

сформированности. Поэтому важное значение имеет качество теста. Каче-

ство теста характеризуется критериями его точности, т.е. надежностью и

валидностью.

Надежность теста определяется тем, насколько получаемые показате-

ли являются стабильными и насколько они не зависят от случайных фак-

торов. Разумеется, речь идет о сравнении показаний одних и тех же испы-

туемых. Это значит, что надежному тесту должна быть свойственна согла-

сованность показателей тестирования, полученных при повторном тести-

ровании, и можно быть уверенным в том, что тест выявляет одно и то же

свойство. Применяются разные способы проверки надежности тестов.

Один способ – это только что упомянутое повторное тестирование: если

результаты первого и через определенное время проводимого повторного

тестирования покажут наличие достаточного уровня корреляции, то это

будет свидетельствовать о надежности теста. Второй способ связан с при-

менением другой эквивалентной формы теста и наличием высокой корре-

ляции между ними. Возможно и применение третьего способа оценки на-

дежности, когда тест допускает его расщепление на две части и одна

и та же группа испытуемых обследуется с применением обеих частей тес-

та. Надежность теста показывает, насколько точно измеряются психологи-

ческие параметры и насколько высокой может быть мера доверия исследо-

вателя к полученным результатам.

Валидность теста отвечает на вопрос о том, что именно выявляет тест,

насколько он пригоден для выявления того, для чего он предназначен.

Например, тесты способностей нередко выявляют несколько иное: натре-

нированность, наличие соответствующего опыта или, наоборот, его отсут-

ствие. В таком случае тест не отвечает требованиям валидности.

studfiles.net

Метод тестов

Количество просмотров публикации Метод тестов - 1067

Сегодня широкое применение получил метод тестирования, который когда-то в отечественной науке и практике недооценивался. Теперь на вооружении психологов имеется несколько тысяч тестов.

Тест (англ. test – проба, проверка) - ϶ᴛᴏ система заданий, позволяющих измерить уровень развития качеств (свойств) личности. Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования. От других методов они отличаются тем, что имеют четкую процедуру сбора и обработки данных и своеобразную их последующую интерпретацию

Популярность данного метода обусловлена возможностью получения точной и качественной характеристики психологического явления, а также возможностью составить результаты исследования, что в первую очередь крайне важно для решения практических задач.

Одна из самых первых попыток разработать тесты была сделана Ф. Гальтоном (1822-1911). Тесты и статические методы, предложенные Ф. Гальтоном, в дальнейшем получили применение для решения практических вопросов жизни и послужили началом создания прикладной психологии, получившей название ʼʼпсихотехникаʼʼ. Этот термин вошел в лексикон ученых после публикации статьи Д. Кеттелла (1860-1944). ʼʼПсихология, – пишет в этой статье Кеттелл, – не сможет стать прочной и точной, как физические науки, в случае если не будет базироваться на эксперименте и измерении. Шаг в данном направлении должна быть сделан путем применения серии умственных тестов к большому числу людей. Результаты могут иметь значительную научную ценность в открытии постоянства психических процессов, их взаимозависимости и измерений в различных обстоятельствахʼʼ.

В 1905 ᴦ. французский психолог А. Бинœе создал один из первых психологических тестов – тест для оценки интеллекта.

Впоследствии различными учеными создаются целые серии тестов. Их направленность на оперативное решение практических задач обусловила быстрое и широкое распространение психологических тестов. К примеру, Г. Мюнстерберг (1863-1916) предложил тесты для профессионального отбора, которые создавались следующим образом: первоначально они проверялись на группе рабочих, достигших лучших результатов, а затем им подвергались вновь принимаемые на работу.

В период Первой мировой войны использование психологических тестов приобрело массовый характер. Размещено на реф.рфТак, в США военные власти обратились к крупнейшим психологам страны Э. Торндайку (1874-1949), Р. Йерксу (1876-1956) и Г. Уипплу (1878-1976) с предложением возглавить решение проблемы применения психологии в военном делœе. Американская психологическая ассоциация и университеты быстро развернули работу в данном направлении.

Разработка тестов как психологического метода осуществлялась и в России. Развитие данного направления в отечественной психологии того времени связано с именами А. Ф. Лазурского (1874-1917), Г. И. Россолимо (1860-1928), В. М. Бехтерева (1857-1927), а также П. Ф. Лесгафта (1837-1909).

Особенно заметный вклад в разработку тестовых методов был внесен Г. И. Россолимо. Для диагностики индивидуальных психических свойств он разработал методику их количественной оценки, дающую целостное представление о личности. Методика позволяла оценить 11 психических процессов, которые, в свою очередь, разбивались на пять групп: внимание, восприимчивость, воля, запоминание, ассоциативные процессы (воображение и мышление).

Сегодня тесты - ϶ᴛᴏ наиболее широко используемый метод психологического исследования. Многие методики проведения тестирования носят имена их авторов, к примеру тест Айзенка, тест Роршара, тест Розен-цвейга, тест Равена, кубики Косса и др. Размещено на реф.рфЭто еще раз подчеркивает основную особенность тестов, когда в их содержании и методике использования отражена авторская психологическая теория, авторское мировоззрение. Все это позволяет с помощью тестов выделять необходимые параметры психической реальности, ставить в отношении их психодиагностические вопросы и успешно их решать. Также крайне важно отметить тот факт, что тесты занимают промежуточное положение между субъективными и объективными методиками. Это обусловливает многообразие тестовых методик.

Существуют различные варианты тестов: тест-опросник, тест-задание, проективные тесты.

Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.

Тест-задание предполагает получение информации о психологических характеристиках человека на основании анализа успешности выполнения определœенных заданий. В тестах этого типа испытуемому предлагается выполнить определœенный перечень заданий. Количество выполненных заданий является основанием для суждения о наличии или отсутствии, а также степени развития у него определœенного психологического качества. Большинство тестов по определœению уровня умственного развития относится именно к этой категории.

В основе проективных тестов лежит механизм проекции, согласно которому человек склонен приписывать другим людям неосознаваемые собственные качества (особенно недостатки). Данная категория тестов не использует самоотчеты испытуемых, а предполагает свободную интерпретацию исследователœем выполняемых испытуемым заданий. К примеру, по наиболее предпочтительному для испытуемого выбору цветовых карточек психолог определяет его эмоциональное состояние. В других случаях испытуемому показывают картинки с изображением неопределœенной ситуации, после чего психолог предлагает описать события, отраженные на картинке, и на базе анализа интерпретации испытуемым изображенной ситуации делается вывод об особенностях его психики.

Тест-опросник и тест-задание применимы к людям разного возраста͵ принадлежащим к различным культурам, имеющим разный уровень образования, разные профессии и неодинаковый жизненный опыт. Это их положительная сторона. Недостаток состоит в том, что при использовании тестов испытуемый по своему желанию может сознательно повлиять на получаемые результаты, особенно если он заранее знает, как устроен тест и каким образом по полученным результатам будут его оценивать. Вместе с тем, тест-опросник и тест-задание неприменимы в тех случаях, когда изучению подлежат психологические свойства и характеристики, в существовании которых испытуемый не должна быть полностью уверен, не осознает или сознательно не хочет признать их наличие у себя. Такими характеристиками являются, к примеру, многие отрицательные личностные качества и мотивы поведения.

В этих случаях обычно применяется третий вид тестов – проективные. Следует указать, что тесты проективного типа предъявляют повышенные требования к уровню образованности и интеллектуальной зрелости испытуемых, и в данном состоит основное практическое ограничение их применимости. Вместе с тем, такие тесты требуют большой специальной подготовки и высокой профессиональной квалификации со стороны самого психолога.

При использовании тестов существуют различные формы представления тестового материала: бланковые, аппаратурные, процессуальные.

Бланковыми называются такие формы, при использовании которых испытуемый получает тестовый материал в виде различных бланков: рисунков, схем, таблиц, опросников и т.п.

В аппаратурных формах используются разные технические средства, различного рода аппаратура для предъявления и обработки результатов тестирования, к примеру аудио- и видеотехника, электронно-вычислительные машины.

С помощью процессуальной формы исследуется какой-либо психологический или поведенческий процесс, и ему в результате дается точная качественная или количественная характеристика, к примеру процесс запоминания человеком материала, процесс межличностного взаимодействия индивидов в группе.

При этом, несмотря на свою большую популярность в применении, значение тестов нельзя абсолютизировать и подменять ими другие виды изучения психики человека. Ограничения в применении тестов обусловлены следующим.

1. Тест применяется для оценки того или иного психического качества человека, как правило, вне связи с реальной деятельностью. При этом психических качеств в ʼʼчистомʼʼ виде не существует. Эти качества связаны всœегда с целями и условиями деятельности человека, с другими психическими качествами, с особенностями личности в целом. Эта связь в тестовых испытаниях учитывается очень слабо.

2. С помощью тестов пытаются обычно определить (к примеру, при профессиональном отборе) уровень развития у конкретного человека тех или иных психических качеств. При этом для этих целœей нужно не столько знать достигнутый к моменту испытаний уровень качеств, сколько прогнозировать возможности их изменения в процессе обучения и трудовой деятельности. Иными словами, для целœей профессиональной подготовки более важно знать не наличный, а потенциальный уровень возможностей и способностей человека. Ответа на данный вопрос тестовые испытания практически не дают.

По этой причине к проведению тестовых испытаний следует подходить с большой осторожностью, ими ни в коем случае нельзя подменять другие виды психологического исследования человека. При этом в сочетании с другими методами данные тестовых испытаний могут дать весьма ценный материал для изучения психологических качеств человека.

referatwork.ru

15. ТЕСТИРОВАНИЕ КАК МЕТОД В ПСИХОЛОГИИ. Шпаргалка по общей психологии

Методы психологии – основные пути и приемы научного показания психических явлений и их закономерностей.

В психологии принято выделять четыре группы методов изучения психики.

Одним из видов эмпирических методов является тестирование.

Тест – кратковременное задание, выполнение которого может служить показателем совершенства некоторых психических функций. Задачей тестов является не получение новых научных дачных, а испытание, проверка.

Тесты – более или менее стандартизированные кратковременные испытания свойств личности. Существуют тесты, направленные на оценку интеллектуальных, перцептивных способностей, двигательных функций, личностных особенностей, порога возникновения тревоги, досады в определенной ситуации или интереса, проявляемого к тому или иному виду активности. Хороший тест – результат большой предварительной экспериментальной проверки. Теоретически обоснованные и экспериментально апробированные тесты имеют научное (дифференциация испытуемых по уровню развития того или иного свойства, особенностей и т. п.) и, главное, практическое (профотбор) значение.

Наиболее широко известны и популярны личностные тесты, направленные на определение уровня интеллектуального развития личности. Однако в настоящее время они все меньше и меньше применяются для отбора, хотя первоначально были созданы именно для этого. Такое ограничение применения данных тестов может быть объяснено целым рядом причин. Но именно благодаря их использованию, критике по поводу злоупотребления тестами и мерам, предпринятым для их улучшения, стали значительно лучше понимать сущность и функционирование интеллекта.

При разработке первых тестов были выдвинуты два основных требования, которым должны удовлетворять «хорошие» тесты: валидность и надежность.

Валидность теста заключается в том, что он должен оценивать именно то качество, для которого предназначен.

Надежность теста заключается в том, что его результаты воспроизводятся с хорошим постоянством у одного и того же человека.

Также очень важным является требование нормализации теста. Это означает, что для него в соответствии с данными испытания эталонной группы должны быть установлены нормы. Такая нормализация может не только четко определить группы лиц, к которым может быть применен данный тест, но и располагать результаты, получаемые при тестировании испытуемых, на кривой нормального распределения эталонной группы. Очевидно, было бы нелепо использовать нормы, полученные на студентах университета, для оценки (с помощью тех же тестов) интеллекта детей начальной школы, или применить нормы для детей из западных стран при оценке умственных способностей молодых африканцев или азиатов.

Таким образом, критерии интеллекта в такого рода тестах обусловливаются преобладающей культурой, т. е. теми ценностями, которые первоначально сложились в западно-европейских странах. При этом не учитывается, что у кого-то могут быть совершенно иное семейное воспитание, иной жизненный опыт, иные представления (в частности, о значении теста), а в некоторых случаях и плохое владение тем языком, на котором говорит большинство населения.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Метод теста - стандартизированное залдание

Тесты - короткие стандартизованные задания, составленные для определения степени развития у ребенка различных психических процессов, например умения запоминать и воспроизводить осмысленный и бессмысленный материал, логически рассуждать или делать самостоятельные умозаключения. Трудность заданий выверена многочисленными предварительными испытаниями. Тесты предлагают всем детям (или взрослым), сопровождая их стандартной инструкцией и одинаковым материалом (картинками, рисунками, задачами).

Результаты решения также предусмотрены. Они оцениваются по выработанной мерке (шкале). Тестирование (проверка, испытание - англ.) - экспериментальный метод психодиагностики, применяемый в эмпирических социологических исследованиях как метод измерения и оценки психологических качеств и состояний индивида. Возникновение тестологических процедур было обусловлено сопоставлением индивидов по уровню развития или степени выраженности различных психологических качеств.

Тесты начали применяться в 1864 году Дж. Фишером в Великобритании для проверки знаний учащихся. Теоретические основы тестирования были разработаны английским психологом Ф. Гальтоном в 1883 году: применение серии одинаковых испытаний к большому числу индивидов, статистической обработке результатов, выделение эталонов оценки. Он положил начало психологическому тестированию и впервые предложил термин «тест». 1884-1885 провел испытания тестов, в которых приняло участие 9337 человек. Разработал много простых тестов. До сих пор используется линейка Галтона. Первым применил оценочные шкалы, анкетирование, математическую статистику.

Основоположники тестирования были Ф. Гальтон, Ч. Спирман, Дж. Кеттел, А. Бине, Т. Симон. Термин умственный тест придумал Дж. Кеттел в 1890 году. Начало развития современной тестологии - массового применения тестов на практике связано с именем французского врача А. Бине, разработавшего в соавторстве с Симоном метрическую шкалу умственного развития, известную как тест Бине - Симона.

Альфред Бинэ (1857—1911) этот талантливый французский психолог в результате многолетних испытаний умственного развития детей создал шкалу измерения умственной одаренности детей от 3 до 15 лет (1905, 1908 и 1911). Создатель первой батареи тестов. Здания в его тесте были сгруппированы по возрастам (от 3 до 13 лет). Им же был выделен коэффициент интеллектуальности IQ. А. Бине применил принципы тесто логических исследований к высшим психическим функциям человека: в его серию тестов (1891) вошли задания на испытание памяти, типа представления, внимания, эстетические и этические чувства и т.д.

Первый стандартизированный педагогический тест был составлен американским психологом Э. Торнодайком. Развитие тестирования было одной из причин, обусловивших проникновение в психологию и педагогику математических методов. К. Спирмен разработал основные методы корреляционного анализа для стандартизации тестов и объективного измерения тестологических исследований. Статистические методы Спирмена — применение факторного анализа — сыграли большую роль в дальнейшем развитии тестирования.

Дж. Кэтелл Разработал около 50 тестов. В 1890 году в его статье впервые появился термин «умственной тест». Впервые оговорил о необходимости контролировать единообразные условия проведения тестов. П. Лазенфельд - разработка латентно-структурного анализа, а на базе которого развивается психология тестов в конце XX века. Методы определения уровня развития разрабатывались для детей раннего возраста - Н. М. Аксариной; для младших школьников - А. А. Люблинской, Я. А. Пономаревым; для учащихся средних классов - 3. И. Калмыковой. Н. А. Бернштейн разрабатывал общие требования к методу тестов.

Итак, тест - стандартизированное задание, результат выполнения которого позволяет измерить психологические характеристики испытуемого. Его цель состоит в том, чтобы провести испытание, диагностику определённых психологических особенностей, а результат заключается в количественных показателях, соотносимых с ранее установленными нормами и соответствующими стандартами. Метод объективного измерения одного или нескольких аспектов целостной личности через вербальные ответы на сформулированные вопросы или через другие поведенческие проявления называется психологическим тестированием. Методическим инструментом тестирования является система специальных заданий - тест.

Это - процедура психологического измерения, позволяющая определить степень выраженности тех или иных психических характеристик, свойств, способностей. Использование и применение конкретных тестов в психологии отчётливо проявляет общие теоретические установки исследователя и всего исследования. Широкому распространению, развитию и совершенствованию тестов способствовал целый ряд преимуществ, которые даёт этот метод. У них удобная математическая обработка. Они способствуют объективности оценки, ибо не зависят о субъективных установок лиц, проводящих исследование, обеспечивают наличие информации, полученной разными исследователями на разных испытуемых.

Достоинство диагностического метода состоит в очень широком спектре исследовательских задач, которые могут решаться с помощь. данного метода, - от исследования степени овладения перспективными и мыслительными действиями и некоторыми предпосылками формирования операционно-технической стороны любой деятельности и выявления личностных особенностей испытуемых до изучения специфики внутри коллективных отношений.

По формальной структуре тесты бывают простые и сложные (элементарные для одного ответа и состоящие из нескольких подтекстов и по каждому должна быть оценка). В последнее время всё большее распространение получают критериально-ориентированные тесты, позволяющие оценивать испытуемого по отношению к заданной норме

В отечественной психологии различные диагностические методы рассматриваются в качестве средств определения уровня развития психических особенностей. Результаты любых тестирований характеризуют наличный и сравнительный уровень развития человека, обусловленный влиянием множества факторов, обычно неконтролируемых в тестовом испытании. В зарубежной психологии тестовые исследования понимаются как средство выявления и измерения врождённых интеллектуальных и характерологических особенностей испытуемых.

Тест - краткий вид испытаний, предназначенный для установления количественных и качественных индивидуально - психологических различий, это система заданий для уровня развития определённых психических качеств, которые можно сгруппировать так:

А) Объективные тесты - методики, предполагающие правильный ответ, верное решение задачи, нормативное выполнение задания.

Б) Стандартизированные - самоотчёты, методики, ориентированные на использование вербальных способностей, мышления, памяти, воображения испытуемого, которые в себя включают:

- тесты-опросники, представляющие собой стандартизированные наборы вопросов или утверждений, относительно которых испытуемый выносит суждения,

- открытые опросники, не предусматривающие стандартизированного ответа, развёрнутые, предполагающие последующий контент - анализ,

- школьные методики, построенные по типу семантического дифференциала

- методики классификации.

В) Проективные техники, в которых недостаточно структурированный и неоднозначный по содержанию материал.

Внедрение тестирования происходит с учётом следующих требований: строгая формализация всех этапов исследования, стандартизация заданий и условий их выполнения, квантификация полученных результатов и их структурирование по заданной программе, интерпретация результатов на основе полученного распределения по изучаемому признаку. Функции теста программируются в четырёх этапах:

1) развивается исходная позиция с формулировкой основных пунктов испытания;

2) производится отбор предварительных пунктов испытания и приведения его к окончательному виду, осуществляется одновременно оценка по качественным критериям надёжности;

3) тест проверяется повторно на той же самой популяции; 4) калибруется по отношению к возрасту, уровню образования.

Тест состоит из: стимулирующего материала (задача, инструкция или вопрос). В тестировании должно быть абсолютно точное соблюдение инструкции и использование однотипных материалов диагностического обследования. Достаточно квалифицированное проведение диагностического обследования требует от исследователя специальной психологической подготовки, владения не только материалом и инструкцией применения тестовой методики, но и способами научного анализа полученных данных из указаний относительно регистрации или интеграции полученных ответов.

Традиционной нормой в тестологии являлись среднестатистические данные, полученные в результате предварительного тестирования на определённой группе лиц. При этом необходимо учитывать, что переносить интерпретацию полученных результатов можно только на те группы испытуемых, которые по своим основным социокультурным и демографическим признакам аналогичны базовой.

Каждый тест включает в себя компоненты: а) стандартную инструкцию для испытуемого о цели и правилах выполнения заданий;

б) ключ шкалирования - соотнесение пунктов заданий со шкалами измеряемых качеств, указывающее, какой пункт заданий к какой шкале относится;

в) кодированный ключ, позволяющий подсчитать, сколько баллов вносит в шкалу тот или иной вариант ответа;

г) ключ интерпретации полученного индекса, представляющий собой данные нормы, с которыми соотносится полученный результат

Основным недостатком большинства диагностических методик является осознание испытуемыми искусственной ситуации обследования, которое часто приводит к актуализации испытуемых неконтролируемых методикой мотивов, что искажает результаты эксперимента. Данный недостаток требует тщательного подбора значимого для испытуемых экспериментального материала и сочетания их с беседой, с психологическими наблюдениями за особенностями проведения испытуемых в ходе эксперимента.

Для преодоления основного недостатка большинства тестов применяются различные приёмы: увеличение базовой выборки с целью повышения её репрезентативности по большому числу параметров; введение поправочных коэффициентов с учётом характеристик выборки; введение в практику невербального способа предъявления материала.

Тестовые методики делятся на вербальные и невербальные (в зависимости от наличия в тесте речевого компонента на словарный запас - вербальный, а требующий в качестве ответа определённых действий – на невербальный). В вербальных тестах главное работа с понятиями, мыслительными операциями, осуществляемыми в словесной форме. Составляющие эти методики задания апеллируют к памяти, воображению, мышлению и их опосредованной речевой форме. Они очень чувствительны к различиям в языковой культуре, уровню образования, профессиональным особенностям.

Вербальный тип заданий наиболее распространён среди тестов интеллекта, тестов достижений, при оценке специальных способностей. Невербальные тесты, где тестовый материал представлен в наглядной форме (картинки, чертежи, графики). У них речевая способность лишь в плане понимания инструкции, а само выполнение инструкции опирается на персептивные, психомоторные функции. Они облегчают процедуру обследования испытуемых с нарушением речи, слуха или с низким уровнем образования.

Основной целью психологического тестирования является:

а) выявление умственной отсталости детей с последующим их распределением в специальные школы;

б) выявление одарённых детей и предоставление им условий, соответствующих их способностей;

в) использование психодиагностических данных при профотборе и профконсультировании, в медицине и судебных органах, при отборе и распределении военнослужащих и персонала на предприятиях, для самопознания и саморазвития испытуемого, его коррекции. По виду качеств их классификация возможна по разным признакам:

1). По виду свойств личности они делятся на тесты достижений (это тесты интеллекта, школьной успеваемости, тесты на творчество, на способности, сенсорные, моторные) и личностные (на установку, интерес, темперамент, характерологические тесты, мотивационные). К психодиагностическим приёмам, направленных на оценку эмоционально - волевых компонентов психической деятельности, мотивации, интересов, эмоций, отношений (в том числе и межличностных), также и особенностей поведения индивидов в определённых ситуациях относится тест личности. Он диагностирует неинтеллектуальное проявление. Тесты достижений предназначены для оценки развития способности, знаний, навыков, умений после прохождения человеком обучения, профессиональной и другой подготовки. Они измеряют влияние, которое оказывают на развитие индивида различного рода воздействия.

Тесты интеллекта предназначены для исследования и измерения уровня интеллектуального развития человека. Это распространённый психодиагностический приём. Интеллект это то, что имеет отношение к познавательным процессам и функциям. По форме тесты интеллекта могут быть групповыми, индивидуальными, устными и письменными, бланковыми, предметными и компьютерными. Устные и письменные отличаются между собой по форме ответа. Устные - индивидуальные, групповые - письменные. В устных ответы открытые – самостоятельные, а могут быть и закрытые (выбор из нескольких предложений). В письменных тестах ответы даются в тестовой тетради или на специально разработанных бланках.

Проективные методики - основные для оценки личности, а не для выявление отдельных его черт. В них должны быть использованы неопределённые стимулы, которые испытуемый сам может изменять и дополнять (закончить предложение, давать толковое обоснование какой - то неопределённости ). Эти методики в работе носят индивидуальный характер, они бланковые или предметные. Их группы:

методики структурирования: формирование стимулов, придание им смысла,

методики конструирования: создание из оформленных деталей осмысленного целого

методики интерпретации: истолкование какого - либо события,

методики дополнения: завершение предложения, рассказа, истории,

методики катарсиса: осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях;

методики изучения экспрессии: рисование на свободную или заданную тему,

методики изучения импрессии: предпочтение одних стимулов (наиболее желательных) другим.

Бланковые тесты представлены в виде тетрадей, брошюр, где содержится инструкция по применению, примеры решения, сами задания,. графы для ответов, Они применяются в групповом и индивидуальном тестировании.

Предметные тесты бывают представлены в виде реальных предметов: кубики Коса, тест сложения фигур из набора Векслера, тест Выготского, Сахарова. Он проводится в основном индивидуально.

Компьютерные автоматизированные тесты применяются в виде диалога испытуемого с ЭВМ. Тестовые задания предъявляются на экране дисплея, ответы испытуемый вводит в память с помощью клавиатуры и протокол сразу создаётся как набор данных на магнитном носителе. Информацию можно получить в виде графиков, таблиц, диаграмм, профилей.

С помощью компьютера экспериментатор получает для анализа данные: время выполнения задания, время получения правильных ответов, количество отказов от решения и обращения за помощью, время ввода ответа. Эти особенности испытуемого можно использовать для углублённого психологического анализа в процессе тестирования.

Аппаратурные тесты - применение специальных технических средств и регистрация полученных данных. Такие тесты проводятся большей частью индивидуально. Предполагают диагностику природных особенностей человека, обусловленных основными свойствами его нервной системы - психофизиологические методики. Они лишены оценочного подхода к индивиду и не претендуют на то, какие свойства нервной системы лучше, а какие хуже. Это в основном аппаратурные методики, где применяются электроэнцефалографы и другая специальная аппаратура. Диагностическая значимость обозначается традиционными критериями: стандартизацией, надёжностью и валидностью. Они включены в тесты достижения, во многие тесты интеллекта, общих и специальных способностей.

Тесты способностей предназначены для оценки возможности индивида в овладении знаниями, навыками, умениями, необходимыми для одной или нескольких видов деятельности. Общие способности обеспечивают овладение многими видами деятельности, они отождествляются с интеллектом, и поэтому часто называются общими интеллектуальными (умственными) способностями. В отличие от общих специальные способности рассматриваются в отношении к отдельным видам деятельности. В соответствии с таким делением разрабатываются тесты общих и специальных способностей.

2).По виду инструкции и способу применения различаются индивидуальные и групповые тесты (одновременно тестируется или один или целая группа). Если в тестах уровня временных ограничений нет, то в тестах на скорость они обязательны. В индивидуальном тесте взаимодействие экспериментатора и испытуемого происходит один на один. Преимущество его в том, что он может наблюдать за мимикой, другими реакциями, оценкой его отношения к тестированию, но менее экономичен, так как требует много времени и высокого уровня исследователя. В групповом преимуществе в массовости испытаний, простота проведения процедуры, быстрота сбора данных и более благоприятные условия для сопоставления с критериями.

3) В зависимости от субъективности исследователя тесты делятся на объективные (это тесты достижений, психофизиологические) и субъективные - проективные тесты (испытуемый не информирован о действительной цели исследования. При выполнении заданий этих видов не существует правильных ответов.

Психометрическая традиция, начало которой положили работы Ф. Гальтона, обеспечила психологов мощным средством изучения личности. Она стимулировала развитие различного рода диагностических процедур, среди которых особенно полезными оказались проективные методики. Юнг ввёл в научный оборот ассоциативный тест, состоящий из 100 слов и предназначенный для выявления у индивидов психологических комплексов. Г. Роршах в качестве диагностического средства предложил тест чернильных пятен, то, как испытуемый видит чернильные пятна, характеризует его психическое состояние.

С помощью тематического апперцептивного теста выявляют внутренние конфликты, эмоции, потребности, предлагая испытуемому составить рассказ на основе предъявленных 20 картинок. Широко применяется Миннесотский многопрофильный личностный опросник для оценки основных черт личности и выявления психологических проблем, а также Калифорнийский психологический опросник, который как другие опросники, предназначен для оценки личности в целом, а не только для понимания психических отклонений. Тестирование применяется в школах, средних и высших заведениях и других учреждениях. С его помощью можно выявить глубину знаний, так как на поставленный вопрос предлагается несколько вариантов ответа, что его и облегчает.

Результаты диагностического испытания не могут и не должны соотноситься с возможностями человека, с особенностями дальнейшего его развития, ибо эти результаты не имеют прогностического значения. Они также не могут служить основанием и для принятия психолого-педагогических мер.

studfiles.net

Метод тестирования, условия его применения в психологии развития. Виды тестов. Метод независимых характеристик.

Метод тестов – стандартизированные кратковременные испытания для установления различий, наличия или отсутствия у человека психических особенностей.

Разовое испытание. На основе результатов можно построить прогнозы.

Требования:

— стандартизированность (должны быть стандартные шкалы)

— надежность (должен обеспечивать устойчиво воспроизводимые результаты, их постоянство)

— валидность (показывает, измеряет ли тест то, для чего он предназначен, что он должен измерить)

Тестирование— это метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений.

Существуют три основные сферы тестирования:

а) образование — в связи с увеличением продолжительности обучения и усложнением учебных программ;

б) профессиональная подготовка и отбор — в связи с темпом роста и усложнением производства;

в) психологическое консультирование — в связи с ускорением социодинамических процессов. Тестирование позволяет с известной вероятностью определить актуальный уровень развития у индивида необходимых навыков, знаний, личностных характеристик.

Сам процесс тестирования может быть разделен на следующие этапы:

1)выбор теста с учетом цели и степени его достоверности;

2) его проведение определяется инструкцией к тесту;

3) интерпретация результатов. На всех трех этапах нужен профессионализм, участие или консультация психолога.

Существуют разнообразные классификации тестов. Они могут подразделяться:

1)по особенностям используемых тестовых задач на тесты вербальные и тесты практические;

2) по формам процедуры обследования — на тесты групповые и индивидуальные;

3) по направленности — на тесты интеллекта и тесты личности;

4) в зависимости от наличия или отсутствия временных ограничений — на тесты скорости и тесты результативности;

5) тесты различаются также по принципам конструирования, например, в последние десятилетия активно разрабатываются компьютерные тесты.

Вербальные тесты — тип тестов, в которых материал тестовых задач представлен в словесной (вербальной) форме. Основным содержанием работы испытуемого являются операции с понятиями, мыслительные действия в словесно-логической форме. Вербальные тесты чаще всего направлены на измерение способности к пониманию словесной информации , навыков оперирования грамматическими языковыми формами, овладения письмом и чтением, также распространены среди тестов интеллекта, тестов достижений и при оценке специальных способностей (например, тесты творческих способностей, составление рассказов и т.д.).

Практические (невербальные) тесты — тип тестов, в которых материал тестовых задач представлен заданиями в наглядной форме (например, составление фигур, дополнение изображения, определенные действия по образцу, составление изображения из кубиков или перерисовывание). Считается, что практические тесты уменьшают влияние языковых и культурных различий на результат исследования и особенно хороши при изучении детей.

Тесты групповые — предназначены для одновременного обследования группы испытуемых. Число одновременно тестируемых лиц ограничивается, как правило, возможностями контроля и наблюдения со стороны обследующего. Обычно максимально допустимое количество лиц в обследуемой группе — 20—25 человек. Важным является строгое соблюдение условий самостоятельности работы каждого испытуемого, исключение возможности влияния со стороны других тестируемых лиц (заимствование результатов, консультирование, отвлекающие контакты и т.п.). Такая форма обследования для детей является более привычной, так как напоминает естественные условия обучения и осуществления контроля знаний в классе, и поэтому часто используется школьными психологами.

Следующая разновидность тестов — индивидуально-ориентированные; они реализуют индивидуальный подход к диагностике психологических особенностей и поведения испытуемого. В ходе обследования испытуемому сначала предъявляют задание средней трудности. В случае правильного решения уровень трудности повышается, а в случае ошибки — снижается. Таким, образом, путем предъявления относительно небольшого количества заданий может быть достоверно установлен точный показатель успешности испытуемого. Как правило, тесты конструируются на основе компьютерного предъявления заданий с учетом индексов трудности.

Тесты интеллекта (лат. intellectus — понимание, познание), или тесты общих способностей, предназначены для измерения уровня интеллектуального развития и являются одними из наиболее распространенных в психодиагностике. Первые тесты интеллекта были созданы Ф. Гальтоном, с т р е м и в ш и м с я охватить измерением и числом операции ума. Заметный вклад в развитие идей Ф. Гальтона был внесен работами Дж. Кэттелла, положившими начало широкому использованию умственных тестов. В большинстве случаев в тесте интеллекта испытуемого на специальном бланке предлагается установить указанные инструкцией логические отношения классификации, аналогии, обобщения и др. между терминами и понятиями, из которых составлены его задачи. Иногда задачи строятся из рисунков, геометрических фигур и т.д.

Существуют различные тесты интеллекта, позволяющие определить IQ — к о э ф ф и ц и е н т интеллектуальности человека, который рассчитывается по формуле

Широко распространен тест Векслера, позволяющий не только получить общий интеллектуальный показатель для детей 4—16 лет, но также оценить отдельно вербальный и невербальный интеллект ребенка.

Тесты специальных способностей — группа психодиагностических методик, предназначенных для измерения уровня развития отдельных аспектов интеллекта и психомоторных функций, преимущественно обеспечивающих эффективность в конкретных, достаточно узких областях деятельности. Обычно различают следующие группы способностей: сенсорные, моторные, технические (механические) и профессионализированные (счетные, музыкальные, скорости чтения и понимания прочитанного и др.). Наибольшее распространение получили комплексные тестовые батареи способностей.

Разновидностью тестов способностей можно считать тесты креативности (лат. creatio — сотворение, создание) — группа психодиагностических методик, предназначенных для измерения творческих способностей личности (способности порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации). Первые тесты креативности появляются в 50-х гг., и их развитие постепенно становится одним из основных направлений в современной зарубежной психодиагностике. Наиболее известные тесты для измерения познавательного аспекта креативности разработаны Дж. Гилфордом с сотрудниками (1959) и Э. Торрансом (1962). В отечественной психологии разработана оригинальная методика креативного поля Д.Б. Богоявленской (1983).

Тесты личностные — группа тестов, направленных н а измерение неинтеллектуальных проявлений личности. Тесты личностные — понятие собирательное, включающее в себя методы психодиагностики, с помощью которых измеряются различные стороны личности индивида: установки, ценностные ориентации, отношения, эмоциональные, мотивационные и межличностные свойства, типичные формы поведения. Известно несколько сот разновидностей личностных тестов. Они обычно имеют одну из двух форм: объективные тесты действия и ситуационные тесты. Объективные тесты действия представляют собой относительно простые, четко структурированные процедуры, ориентирующие обследуемого на выполнение какой-либо задачи. Особенностью ситуационных тестов является помещение обследуемого в ситуации, близкие к реальным.

Компьютерные тесты, несмотря на их широкое распространение и на наличие определенных плюсов (автоматизация обработки, уменьшение эффекта воздействия экспериментатора), недостаточно гибки в интерпретации данных и не могут полностью заменить работу профессионального психолога.

Тесты скорости (англ. speed tests) — т и п психодиагностических методик, в которых основным показателем продуктивности работы испытуемых является время выполнения (объем) задач тестовых. Такие тесты обычно включают большое количество однородных заданий (пунктов). Объем материала выбирается таким образом, чтобы за отведенное (постоянное для всех испытуемых) время ни один из обследованных не успевал справиться со всеми задачами. Тогда показателем продуктивности будет количество правильно выполненных заданий.

Тесты достижений направлены на оценку достигнутого уровня развития навыков, знаний и умений индивида, как правило, после завершения обучения. Они относятся к наиболее многочисленной группе психодиагностических методик (по числу конкретных тестов и их разновидностей). Существуют широкоориентированные тесты, применяемые для оценки навыков по основным, рассчитанным на продолжительное время целям обучения (тесты на понимание научных принципов, восприятие литературы и т.д.) и комплексные тестовые батареи общих достижений, приспособленные для измерения интеллектуальных и практических навыков, охватывающих универсальные области обучения.

Другую большую группу тестов школьных достижений1составляют методики по конкретным учебным предметам (достижения в чтении и математике) и более специализированные тесты, направленные на исследование усвоения отдельных тем, частей учебной программы, комплексов действий и т.д.

Тесты достижений ориентированы на измерение степени усвоения ключевых понятий, тем и элементов учебной программы, позволяют соотнести уровень достижений учащегося по предмету в целом и по отдельным существенным его элементам с аналогичными показателями в классе или в любой другой выборке испытуемых. Эта оценка носит более объективный характер и требует меньших затрат времени, чем традиционная школьная оценка. Большинство тестов достижений предназначены для учителей, а не психологов.

Разновидностью тестов достижений можно считать тесты критериально-ориентированные, которые предназначены для определения уровня индивидуальных достижений относительно некоторого критерия на основе логико-функционального анализа содержания заданий. В качестве критерия (или объективного эталона) обычно рассматриваются конкретные знания, умения, навыки, необходимые для успешного выполнения той или иной задачи. Тесты критериально-ориентированные — методики психологической диагностики, позволяющие выявить, насколько испытуемый владеет знаниями и навыками умственных действий, которые необходимы и достаточны для выполнения’определенных классов учебных или профессиональных заданий. Критерием служит наличие или отсутствие этих знаний. По своей сущности эти тесты представляют собой инструмент обратной связи в организации процесса обучения; другими словами, позволяют обнаружить при анализе результатов конкретные недочеты умственного развития как отдельных индивидов, так и целых групп и наметить меры их ликвидации.

Кроме того, существуют и тесты, ориентированные на социально-психологический норматив или общественно заданный объективный содержательный эталон (например, ШТУР — школьный тест умственного развития).

13. Сущность психического развития. Основные показатели психического развития.

Развитие – изменение, происходящее со временем в строении тела, психике и поведении человека в результате биологических процессов в организме и воздействий окружающей среды.

Развитие человека происходит в трех областях:

— физическое развитие (размеры и форма тела, структура мозга, сенсорные возможности, двигательные навыки)

— когнетивное развитие (все умственные способности и психические процессы: восприятие, память и т.д.)

— психосоциальное развитие (все свойства личности, социальные навыки, индивидуальный стиль поведения и эмоционального реагирования)

Развитие происходит одновременно и взаимосвязано.

Типы развития:

1.Преформированный: эмбриональное развитие. В самом начале зафиксированы те стадии, которые нужно пройти и конечный результат, который должен быть достигнут.

2.Непреформированный: психическое развитие ребенка. Когда с самого начала не даны ни стадии, которые он должен пройти, ни итог, который должен достигнуть.

Психическое развитие происодит по образцу, которое существует в обществе.

Психическое развитие – это особый процесс, он происодит в форме усвоений.

С.Холл – в психическом развитии ничего не задано.

Психическое развитие – переход от количественных изменений в психике к качественным коренным, которые приводят к скачкообразно выступающим качественным новообразованиям.

Т.е. психическое развитие – это не только рост, но и изменение.

Процесс развития является единым, целостным, в нем преемственно связаны все его ступени.

3 основных показателя развития:

    • Развитие познания и познавательной деятельности ребенка

    Психика – это отражение действительности и ее развитие обнаруживается в том, что отражает ребенок в разные периоды жизни (изменяется глубина познания)

    · Формирование отношений к окружающим, к самому себе, т.е. формирование системы отношений. По мере взросления определяются, изменяются взгляды человека, его отношения и оценки.

    · Овладение системой практических умственных действий. Развитие ребенка выступает в изменении его действий, поведения и всех видов деятельности.

     

    refac.ru


    Смотрите также