/ ГОСЫ / 12.Понятие валидности, надежности, достоверности в психодиагностике. Достоверность теста


12.Понятие валидности, надежности, достоверности в психодиагностике

12. Понятие валидности, надежности, достоверности в психодиагностике.

Надёжность – один из критериев проверки методик. В разработку этого критерия внесли свой вклад А. Анастази, Кронбах, Торндайк.

Надёжность – относительное постоянство, устойчивость, согласованность результатов тестов при первичном и повторном измерении на одних и тех же испытуемых. Необходимо повторное измерение на той же выборке. Расхождения возможны, но они должны быть незначительны. Таким образом, надёжность говорит о точности и устойчивости результатов к действию случайных факторов.

Общий разброс может быть результатом двух групп причин:

  1. Изменчивость, присущая самому признаку.

  2. Факторы внешней среды, которые могут повлиять

Процедуры вычисления надёжности:

  1. Проведение одной и той же формы теста. (ретестовая надёжность), вычисление коэффициента корреляции. Интервал между проведением тестирования – от одного до нескольких месяцев.

  2. Проведение параллельных форм тестов. При проведении исследования с помощью эквивалентной формы теста специалист убеждается в правильности выбранного признака. Чтобы формы теста считались эквивалентными необходимо одинаковое количество заданий в обоих тестах, задания должны быть унифицированы, задания должны располагаться одинаково по степени сложности, должны быть одинаковые средние и стандартное отклонение. Используют два подхода для вычисления надёжности при помощи параллельных форм тестов:

  • Одни и те же испытуемые обследуются при помощи одного теста. А потом другого и если коэффициент корреляции больше 0.7, то надёжность высока.

  • Испытуемые делятся на две группы, одна группа проходит тест А, другая тест Б, через неделю – наоборот.

  1. Расщепление теста и вычисление коэффициента корреляции. Испытуемые выполняют две части теста, которые равноценны. В одну часть попадают все чётные задания, в другую – нечётные. Эта процедура показывает последовательность теста внутри себя, меру адекватности подбора вопросов. Вычисляется коэффициент корреляции.

Коэффициент надёжности соответствует коэффициенту корреляции Спирмена или Писрона.

Надёжность факторно-дисперсионная — способ определения надежности, основанная дисперсионном анализе результатов теста. Надежность теста соответствует отношению истинной дисперсии (т. е. дисперсии самого исследуемого фактора) к реально полученной эмпирической дисперсии. Последняя складывается из истинной дисперсии и дисперсии погрешности измерения. Факторно-аналитический подход к определению надежности дополнительно расчленяет и дисперсию истинного показателя (Дж. Гилфорд, 1956).

Дисперсия истинного показателя, в свою очередь, может состоять из дисперсии общего фактора для групп аналогичных тестов, особых факторов, обеспечивающих тесты специфической направленности и дисперсии факторов, присущих конкретной тестовой методике. Следовательно, полная дисперсия теста равна сумме дисперсий для общих, специфических и единичных факторов плюс дисперсия погрешности

Факторно-дисперсионный способ определения надежности подходит для оценки уже факторизованного теста, но не для тестов, измеряющих широкий набор разнообразных параметров, так как некоторые из них могут не входить в установленную область валидности методики.

Достоверность и допустимая ошибка измерения:

Достоверность определяется критерием ошибки измерения. Ошибка – это статистический показатель, характеризующий степень точности отдельных измерений. Предполагается, что для любой черты каждый индивид имеет истинный показатель. Любой показатель, полученный в тесте отличается от его истинного значения на какую-то случайную погрешность. И если протестировать человека несколько раз, получится разброс показателя вокруг истинного значения. Это значение колеблется в определённых границах. Колебание данного значения может зависеть от систематических ошибок и случайных. Причинами систематических ошибок может быть неправильное проведение теста, не соблюдение процедуры, неточность в обработке, низкая валидность методики. Вероятны и случайные ошибки, связанные с человеческим фактором. Если в методике не заложены подобные сбои, то её нельзя считать точной. При большом количестве наблюдений индивидуальные оценки образуют определённый тип распределения статистического показателя, которые будут обнаруживать ошибки измерения. Ошибка измерения определяется статистическими методами – величиной квадратичного отклонения, связанной с дисперсией распределения отдельных измерений. Погрешность не должна превышать 5 %.

Валидность:

Валидность – способность теста измерить то, что он должен измерить по замыслу автора. Это понятие относится больше не к тесту, а к его цели. Тест может быть надёжным, но не валидным. Но если тест валиден, то он надёжен.

Источники идей валидности:

  1. Первые идеи появились ещё до создания тестов. Часто исследователи связывали результаты исследования с будущими успехами. Например, Пифагор, связывал мышление и речь при помощи интуиции.

  2. Идея о необходимости практической проверки пригодности теста. Вне практики проблема валидности не может существовать.

  3. Философские идеи: истина- соответствие мысли действительности. Критерий истинности – полезность.

  4. Измерения, которые мы делаем не очевдны, они требуют теоретической основы. Теоретико=эмпирическая валидность.

  5. Развитие статистической науки – корреляции и факторного анализа.

Пять источников породили пять видов валидности.

В начале 20 века ведущую роль играла интуиция. Если создателем теста был известный человек, то вера в валидность принималась на слово.

В 20-30 годы росли запросы практики, стали создаваться тесты на основе эмпирических источников. Было разработано 3 эмпирических подхода:

  • Все поступающие на работу проходят тест. Через какое-то время измеряется их производительность труда и эффективность. Затем шло коррелирование показателей. Таким образом, тесты использовались для полезности.

  • Сначала тестируются те, кто успешно уже работает, а затем результаты этого тестирования коррелируются с результатами кандидатов. Если есть взаимосвязь, то тест валидный.

  • Работы Бине и Симона. Для уверенности, что тест измеряет именно интеллект. Все задания теста проводились на двух группах, которые отбирались не психологами, а учителями. В 1 группе были дети с высокими умственными способностями, во 2 – с невыраженными способностями.этот способ получил название «экспертного». Далее проводилось тестирование. И если в обеих группах большинство отвечало в соответствии с ожиданиями авторов, то тест признавался валидным.

Таким образом, эмпирические методы обоснования валидности просуществовали до 50ых годов. Стали считать, что доказывать валидность можно не только с помощью практики. Анализ и соответствие теории и практики. Валидность по содержанию, сравнение с программой исследования и содержания теста. Сравнение облегчается, когда в программе выделяется проблема, цель и основные понятия. Концептуальная валидность, так как психологи интересуются соотнесением научных понятий с эмпирически наблюдаемыми фактами.

В эмпирический методах доказательства валидностиособую роль играют внешние критерии, которые служат доказательством валидности. Американские психологи Тиффани и МакКормик провели анализ использования внешних критериев и выделили их 4 типа:

  1. Критерий исполнения – количество выполненной работы, темп роста мастерства

  2. Субъективный критерий – включение различных видов ответов, которые отражают отношение к чему-либо.

  3. Физиологический критерий - используется при изучении окружающей среды.

  4. Критерий случайности – учет многих факторов.

Внешние критерии должны отвечать требованиям релевантности, свободы от помех, надёжности. Релевантность – смысловое соответствие между тестом и независимым от него жизненноважным критерием. Свобода от помех (контаминация) считается важной так как на деятельность влияет сам человек и условия его труда. Надёжность – постоянство результатов

Диагностическая (конкурентная) В. отражает способность теста дифференцировать испытуемых по изучаемому признаку. Анализ диагностической В. имеет отношение к установлению соответствия показателей теста реальному состоянию психологических особенностей испытуемого в момент обследования. Примером определения этого типа В. может быть исследование по методу контрастных групп. Проведение теста интеллекта у нормально развивающихся детей и их сверстников с нарушениями в интеллектуальном развитии может выявить глубокие количественные и качественные различия в выполнении заданий сравниваемыми группами. Степень надежности дифференциации детей первой и второй групп по данным теста будет характеристикой диагностической В. оценки умственного развития, получаемой с помощью данной методики.

Валидность содержательная (внутренняя, логическая) — комплекс сведений о репрезентативности заданий теста по отношению к измеряемым свойствам и особенностям. Одним из основных требований при валидизации методики в этом направлении является отражение в содержании теста ключевых сторон изучаемого психологического феномена. Если область поведения или особенность очень сложна, то содержательная В. требует представления в заданиях теста всех важнейших составных элементов исследуемого явления.

Дифференциальная В. — валидность, рассматривающая внутренние взаимоотношения между психологическими факторами, диагностируемыми с помощью психодиагностической методики. Содержание Д.В. может быть иллюстрировано на примере тестов интересов, которые в своем большинстве обычно умеренно коррелируют с показателями общей академической успеваемости, однако в различной степени связаны с успеваемостью по отдельным дисциплинам. В. д. особенно важна как показатель диагностической ценности методик, используемых в профотборе.

Иллюзорная В. (ложная) — иллюзия соответствия заключения по результатам тестирования личностным характеристикам обследуемого. Возникает как следствие использования предельно общих, а поэтому применимых практически ко всем обследуемым формулировок, таких, например, как «разумный в выборе цели», «стремящийся к лучшей жизни» и т. п. Такого рода утверждения принимаются почти всеми людьми в качестве точного описания их личности, что создает почву для деятельности различного рода прорицателей и предсказателей.

Инкрементная В. - (англ. incremental — приращение, прибыль) — один из компонентов критериальной валидности, прогностической валидности теста, отражающий практическую ценность методики при проведении отбора. В. и. может быть выражена количественно при помощи валидности коэффициента.

Консесусная В. (consensual validity) — тип валидности, основывающейся на установлении связи (корреляции) тестовых данных с данными, полученными от внешних экспертов, хорошо знакомых с теми лицами, которые были подвергнуты тестированию. Понятие и процедура В. к. введены Р. Мак-Краэ в 1982 г. с целью обеспечения валидизации опросников личностных, которая нередко затруднена ( а иногда и невозможна) в связи с отсутствием необходимых для установления валидности критериев.

Конструктная В.—один из основных типов валидности, отражающий степень репрезентации исследуемого психологического конструкта в результатах теста. В качестве конструкта могут выступать практический или вербальный интеллект, эмоциональная неустойчивость, интроверсия, понимание речи, переключаемость внимания и т. д. Иначе говоря, В. к. определяет область теоретической структуры психологических явлений, измеряемых тестом.

Следует, однако, заметить, что, в отличие от критериальной валидизации, при анализе В. к. не требуется высокой степени связи результатов двух тестов. Если окажется, что новый и эталонный тесты практически идентичны по содержанию и результатам и разрабатываемая методика не обладает преимуществами краткости или легкости применения, это означает лишь дублирование теста, оправданное только с т. з. создания параллельной формы теста. Смысл процедуры В. к. состоит в установлении одновременно как сходства, так и различия психологических феноменов, измеряемых новым тестом по сравнению с известным.

Важным аспектом В. к. является внутренняя согласованность, отражающая то, насколько определенные пункты (задания, вопросы), составляющие материал теста, подчинены основному направлению теста как целого, ориентированы на изучение одних и тех же конструктов. Анализ внутренней согласованности осуществляется путем коррелирования ответов на каждое задание с общим результатом теста. При определении В. к. важное место принадлежит изучению динамики измеряемого конструкта. При этом мы можем опираться на гипотезы о его возрастном развитии, влиянии тренировок, обучения, освоения профессии и т. д.

Критериальная В. — комплекс характеристик, включающий валидность текущую и прогностическую методики и отражающий соответствие диагноза и прогноза определенному кругу критериев измеряемого явления. В качестве валидизации критерия выступают независимые от результатов теста и непосредственные меры исследуемого качества, такие как уровень достижений в какой-либо деятельности, степень развития способности, выраженность определенного свойства личности и т. д. При валидизации тестов достижений результат измерений сравнивается с мнением педагогов о знаниях обследуемого в определенной области, с академическими оценками, контрольными проверками и т. д. В случае валидизации профориентационных тестов и методик тестовые оценки сравниваются как с экспертными оценками коллег и руководителей, так и с объективными показателями достижений в профессиональной сфере.

Очевидная В. — пред ставление о тесте, сфере его применения, результативности и прогностической ценности, которое возникает у испытуемого или другого лица, не располагающего специальными сведениями о характере использования и целях методики. В. о. не является компонентом объективно устанавливаемой валидности. Вместе с тем высокая В. о. в большинстве случаев является весьма желательной. Она выступает в качестве фактора, побуждающего испытуемых к обследованию, способствует более серьезному и ответственному отношению к работе по выполнению заданий теста и к заключениям, формулируемым психологом.

Достаточный уровень В. о. особенно значим для методик обследования взрослых. Представления испытуемых и пользователей психодиагностической информацией о В. о. в немалой степени определяются названием методики, поскольку эта часть сведений о тесте наиболее доступна неспециалистам. В. о. существенно улучшает применение понятных формулировок и терминов, а также заданий, по содержанию являющихся наиболее естественными с учетом возрастной, половой, профессиональной специфики испытуемых. Неадекватно завышенная В. о. способствует более выраженному проявлению эффекта контаминации критерия.

В. о. иногда носит название внешней (face validity), или «доверительной» (faith validity), валидности.

В. по возрастной дифференциации — один из компонентов валидности конструктной, связанный с возрастной динамикой изменений исследуемого качества. Характеристика валидности по конструкту здесь заключается в определении соответствия результатов теста теоретически ожидаемым и практически наблюдаемым возрастным изменениям данного конструкта или свойства.

Прогностическая В. — информация о том, с какой степенью точности и обоснованности методика {тест) позволяет судить о диагностируемом психологическом качестве спустя определенное время после измерения. В. п. отражает временной интервал, на который распространяется обоснование такого суждения. Сведения о В. п. имеют самое непосредственное отношение к раскрытию предсказательной силы методики, выяснению степени обоснованности сформулированного на ее основе ближайшего и более отдаленного прогноза, анализу значимости получаемых в тесте показателей с т. з. экстраполирования результатов на будущее.

В качестве валидизации критерия могут выступать не только показатели актуального поведения, но и ожидаемые результаты деятельности, лечения, обучения и т. д. Процедура определения В. "п. опирается на анализ корреляции между оценками по тесту и предсказанными результатами деятельности, формирующимися свойствами личности, исходом лечения и т. п. Вместе с тем различие двух видов критериальной валидности связано не только с временными пределами критериальных сопоставлений. Валидность текущая и В. п. отражают разные цели применения методики: текущий диагноз, оценка настоящего положения, с одной стороны, и прогнозирование развития качества или успеха в деятельности — с другой.

Важность показателей В. п. при анализе тестовых процедур, направленных на отбор, подчеркивается введением специального понятия валидности инкрементной. Этот показатель В. п. дает информацию о том, насколько улучшается процедура отбора с применением данного теста по сравнению с традиционной (основывающейся лишь на формальных сведениях о предыдущей деятельности, анализе документов личного дела, беседах).

Содержательная В. — один из основных типов валидности методики, характеризующий степень репрезентативности содержания заданий теста измеряемой области психических свойств.

Комплекс сведений В. с. традиционно имеет наибольшее значение для тестов, исследующих деятельность, близкую или совпадающую с реальной (чаще всего учебной или профессиональной). Изучаемая деятельность носит, как правило, синтетический характер, складывается из многих, подчас разнородных факторов (проявления личностных особенностей, комплекс необходимых знаний и навыков, специфические способности и т. д.). Поэтому одной из важнейших задач создания адекватной модели тестируемой деятельности является подбор таких заданий, которые будут охватывать главные аспекты изучаемого феномена в правильной пропорции к реальной деятельности в целом.

Текущая В. (диагностическая, конкурентная)— характеристика теста, отражающая его способность различать испытуемых на основании диагностического признака, являющегося объектом исследования в данной методике. В качестве таких признаков могут выступать уровни общих способностей, притязаний, вербальный интеллект, тревожность и т. д. В более узком значении В. т. — установление соответствия результатов валидизируемого теста независимому критерию, отражающему состояние исследуемого тестом качества в момент проведения исследования.

Своеобразным показателем В. т. является комплекс сведений о том, насколько удобен, экономичен тест по сравнению с получением информации об исследуемом качестве из других источников (наблюдение, анализ объективных данных, экспертная оценка и т. д.).

Экологическая В. — валидность теста по отношению к измеряемому свойству в контексте определенной ситуации. В. э. является свойством теста, проявляющимся в том, что его применение при решении различных практических задач ведет к качественно различной интерпретации результатов тестирования (В. Н. Дружинин, 1990).

Эмпирическая В.—совокупность характеристик валидности теста, полученных сравнительным статистическим способом оценивания. Имеет отношение главным образом к области валидности критериальной и двум ее видам: валидности текущей и валидности прогностической. Если при определении валидности содержательной оценка теста проводится с помощью различных качественных процедур получения информации описательными методами с использованием экспертных оценок и других источников информации (для вынесения суждения о соответствии заданий теста содержанию предмета измерения), то В. э. измеряется всегда с помощью статистического коррелирования. Проводится корреляционный анализ связи двух рядов значений — оценок теста и показателей по внешнему параметру изучаемого свойства (или результатов другого теста, валидность которого известна).

studfiles.net

Достоверность тестов на беременность

Проводить домашнее тестирование на беременность стало возможным с 1971 года. Это было одно из самых полезных и удобных изобретений, считают женщины (да и многие мужчины тоже). Безусловно, первые системы для тестирования не отличались крайне высокой степенью удобства в использовании и высокоточными результатами. Но в течение всех этих лет тесты прошли несколько этапов своего совершенствования, и сегодня с их помощью мы можем получить результат в течение нескольких секунд, находясь где бы то ни было. Но насколько ему можно доверять?

Может ли тест на беременность ошибаться  и как часто это происходит? Давайте обсудим.

Тесты на беременность: процент достоверности

Изобретение тест-полосок стало действительно прорывом в медицине. Но со временем волна восторжений слегка подугасла. Нет, тестовые системы с лихвой оправдали себя, вот только начали возникать сомнения насчет заявленной их производителями достоверности. Все чаще женщины стали жаловаться на получение ложных результатов, и постепенно процент достоверности тестов на беременность из заявленных в инструкции 99% стал скромно снижаться: 97%, 96%, 95%.

Попытки оценить достоверность результатов, получаемых в процессе домашнего тестирования, неоднократно предпринимались разными исследовательскими организациями. Но на деле осуществить эту затею оказалось непросто ввиду влияния на конечный результат тестирования большого множества объективных и субъективных факторов.

В целом исследователи сошлись на том, что точность современных тестов довольно высока, однако она несколько ниже заявленной в инструкции. По некоторым данным, определить беременность в первый день задержки способны приблизительно 16% из них, но уже на 3-ий день задержки месячных с поставленной задачей справится абсолютное большинство аптечных тестов.  

Между тем, во-первых, даже такая достоверность результата является очень высокой, во-вторых, чаще всего в получении ложных данных «виноват» не столько сам тест, как другие обстоятельства.

Может ли тест на беременность врать

О каком бы диагностическом методе ни шла речь, вероятность ошибки существует всегда! И даже УЗИ может ошибаться. Тесты на беременность довольно нередко показывают ложноотрицательные  или ложноположительные результаты, причем первое случается куда чаще.

Причин, по которым тест может «соврать», существует большое множество:

  1. Низкое качество продукции. Сюда можно отнести нарушения не только в производстве подобных средств, но и в их хранении. Если тест просрочен, хранился в неподходящих для этого условиях или был испорчен в процессе эксплуатации (на реактив или в мочу попали посторонние вещества) — вероятность недостоверного результата повышается. 
  2. Нарушение правил использования. Даже самые дешевые полоски содержат пошаговую инструкцию к правильному проведению тестирования, и у продукции разных фирм-производителей она может иметь некоторые отличия. А потому перед началом манипуляции нужно внимательно изучить инструкцию: каким концом опускать полоску в мочу, до какого уровня, как долго держать, когда можно считывать результаты. 
  3. Проведение тестирования слишком рано. Следует признать, что это одна из самых распространенных причин, по которым уже беременные девушки получают отрицательный результат. Объяснение очень простое: тест способен определить беременность только тогда, когда в организме женщины количество особого гормона ХГЧ (вырабатываемого оплодотворенной яйцеклеткой) повысится до определенного уровня. В среднем это происходит через 15 дней после зачатия, а потому очень часто тест, проведенный уже в первый день задержки, показывает достоверный положительный результат. Между тем, никогда наверняка неизвестно, в какой именно день цикла состоялось зачатие (может смещаться овуляция, сперматозоиды имеют разную активность), как быстро развивается конкретно это плодное яйцо и когда именно оно имплантируется в матку и начнет продуцировать ХГЧ. 
  4. «Плохая» моча. Гормон ХГЧ выводится вместе с мочой, а потому чем более она будет концентрированной, тем более достоверен будет результат. По этой причине рекомендуется проводить тестирование утром с первой порцией мочи: достоверность теста вечером заметно снижается, особенно на самых ранних сроках. Разбавить мочу могут также мочегонные продукты и напитки, принимаемые накануне. Кроме того, ХГЧ в моче может появиться вследствие приема содержащих его лекарств, и как результат — ложноположительный тест. 
  5. Гормональные опухоли. Существуют такие образования, способные продуцировать в организме женщины гормон ХГЧ, не имеющий никакого отношения к беременности. Если результат оказался положительным, но причин подозревать беременность совершенно никаких нет, то лучше обследоваться у гинеколога, чтобы исключить наличие таких новообразований. 
  6. Заболевания мочеполового тракта и сердечно-сосудистой системы. Поскольку ХГЧ выводится из организма почками, то нарушения в работе этих органов могут стать причиной получения недостоверных данных. Однако это вовсе не значит, что если у женщины поликистоз яичников, цистит или пиелонефрит, то тест не покажет беременность. Речь идет лишь о существующей вероятности. 
  7. Патологическая беременность: замершая, внематочная, задержка в развитии плодного яйца, угроза выкидыша. Во всех этих случаях выработка хорионом ХГЧ может оказаться недостаточной, поэтому тест и не среагирует на повышение концентрации этого гормона в моче. 

Учтите, что никакие другие болезни и состояния, будь то сахарный диабет, вирусные заболевания, прием алкоголя и лекарственных препаратов, период менопаузы и пр., не влияют на результаты. Достоверность тестов на беременность при кормлении грудью и приеме ОК такая же высокая, если проводить тестирование правильно. Но любой из этих факторов, в том числе диета, стресс или смена климатического пояса, может повлиять на период овуляции и продолжительность цикла, то есть привести к его сбою, а в таком случае тест может показать наступившую беременность позже.

Достоверность тестов на беременность с содой, с йодом

Напоследок хочется сказать несколько слов о самих тестах. Они бывают разными: и по стоимости, и по способу проведения. Самыми современными (и по умолчанию — достоверными) являются тест-системы последнего поколения: струйные  и цифровые. Стоят такие приспособления на порядок дороже обычных полосок, но они более удобны в применении и реже ошибаются.

Тем не менее, самые простые тест-полоски, доступные любой женщине, способны справиться с поставленной перед ними задачей не хуже дорогих аналогов. Ведь принцип действия абсолютно всех аптечных тестов, предназначенных для определения беременности в домашних условиях, одинаков. В каждой тест-системе (от примитивной до самой совершенной) содержится реактивное вещество, способное вступать в реакцию с ХГЧ, выводя на экран или на полосу результат. Таким образом мы узнаем о беременности. Но реакция эта происходит лишь в том случае, если концентрация ХГЧ в исследуемой моче будет достаточно высокой. Чем на меньшее количество гормона способен «отреагировать» тест, тем он считается более чувствительным, и тем раньше он способен показать положительный результат. Так, самые обычные тесты показывают вторую полосу уже при концентрации ХГЧ в моче 25 Mme/ml (этот порог указывается на упаковке теста). Чувствительность тест-системы, составляющая 10 Mme/ml, говорит о том, что достоверность такого теста на беременность будет высокой еще до задержки месячных.

Несмотря на это, гинекологи рекомендуют не форсировать события и во избежание получения ложных данных проводить тестирование не ранее 3-го дня после задержки месячных: чем позднее — тем оно будет более достоверным (максимально точные данные можно получить спустя неделю после задержки). Более того, независимо от полученного результата врачи советуют повторить тестирование как минимум еще 1 раз спустя несколько дней: уровень ХГЧ в моче беременной женщины возрастает вдвое каждые вторые сутки.

Следует признать, что в отельных случаях тест не показывает наступившую беременность довольно долго. Подобное может указывать на развитие плода с патологиями или внематочно. Но также многие из таких беременностей — вполне благополучные, просто ХГЧ у женщин растет не столь стремительно, как обычно.

Чтобы не волноваться понапрасну, в случаях, когда ситуация остается под вопросом, лучше сразу же обращаться к гинекологу. Имейте в виду, что УЗИ очень редко «видит» плодное яйцо в матке в первые дни задержки, поэтому полагаться на ультразвук в этом смысле лучше не стоит. А вот если Вы хотите наверняка удостовериться в том, беременны или нет, когда результат теста вызывает у Вас сомнения, то самым верным решением будет сдать анализ крови на ХГЧ: это исследование считается самым точным!

Понятное дело, что народные способы в таком случае вообще ненадежные. Про их точность речи не может идти, уверенны врачи. Между тем, практика показывает, что почти в половине случаев результаты народных тестирований совпадают с реальными. Наиболее часто девушки обсуждают на форумах достоверность тестов на беременность с содой  и с йодом. И у половины из испробовавших эти методы результат оказался верным. Так что если знать реальную картину для Вас не столь важно, то можете и «погадать» — на соде, йоде, или другим способом. В противном случае доверять подобным методам нельзя.

Обязательно посетите врача, если тест показал положительный результат: нужно убедиться в том, что эмбрион развивается в положенном месте и никаких нарушений нет. Также посетить гинеколога необходимо в том случае, когда тест отрицательный, а месячных все равно нет.

Специально для nashidetki.net- Екатерина Власенко

nashidetki.net

Репрезентативность, достоверность и дискриминативность психологического теста.

Репрезентативность– одна из ключевых психометрических характеристик теста. Она свидетельствует о возможности использования тестовых норм, выработанных на выборке стандартизации при разработке теста, для всей генеральной совокупности испытуемых, для которых данный тест предназначен.

Репрезентативность означает, что с некоторой определенной статистически погрешностью можно считать, что представленное в выборочной совокупности распределение изучаемых психических свойств соостветствует их реальному распределению.

Для оценки репрезентативности проводится анализ распределения тестовых баллов, полученных при пилотажном тестировании на выборке стандартизации. Обычно при получении кривой нормального распределения делается вывод о том, что тестовые обладают репрезентативностью. Для проверки нормальности распределения используются различные статистические критерии, например критерий Колмогорова-Смирнова. Но нормальность не является необходимым условием репрезентативности. Репрезентативность тестовых норм может достигаться и в отсутствие нормального распределения. Если распределение тестовых баллов отличается от нормального, то для проверки репрезентативности необходимо решить вопрос об устойчивости тестовых норм. Для этого производится расщепление выборки пополам и сравнение распределений тестовых баллов в первой и второй половине выборки. Если не выявлено различий, то распределение тестовых баллов является устойчивым, а тестовые нормы репрезентативными.

Репрезентативность тестовых норм - это возможность использования тестовых норм, полученных по результатам выборочного тестирования, для оценки генеральной совокупности испытуемых. Тест репрезентативен тогда, когда использованная при его разработке выборка обоснована и присущие ей характеристики достаточно равномерно распределены в генеральной совокупности. Чем шире обследованная выборка, чем точнее она отражает структуру генеральной совокупности (по полу, возрасту, уровню образования и т.п.), тем выше репрезентативность тестовых норм.

Репрезентативность позволяет классифицировать результаты тестирования - выделять высокий, средний и низкий уровни выраженности психических свойств. Если тест не репрезентативен, то предлагаемые им оценки выраженности свойств будут неприменимы за пределами выборки стандартизации.

Дискриминативность - это способность отдельных заданий теста и теста в целом дифференцировать обследуемых относительно ''максимального" и "минимального" результатов теста. Дискриминативность измеряется показателем дельта Фергюсона и принимает максимальное значение при равномерном (прямоугольном) распределении показателей (d=1).

Точность информации измеряется тем, насколько дробной шкалой являются применяемые метрики, или, другими словами, насколько чувствителен инструмент. Таким образом, это степень приближения результатов измерения к истинному значению измеряемой величины.

Конечно, каждый исследователь должен стремиться получить наиболее точные данные. Однако создание инструмента, обладающего нужной степенью точности, в ряде случаев достаточно трудное дело. Всегда необходимо решить, какая мера точности является допустимой. При определении этой меры исследователь пользуется всем арсеналом теоретических представлений об объекте.

При помощи тщательного конструирования теста можно обеспечить соответствующий уровень дискриминативности, а это именно то, в чем тесты значительно выигрывают по сравнению с другими формами испытаний. В общем, было обнаружено, что в оценке может быть использовано около девяти градаций, а в опросах, вероятно, наиболее эффективно использовать 3 (или пять) градации: ниже среднего, средний уровень и выше среднего. Подобно этому, шкалы ранжирования редко содержат более девяти градаций. Это означает, что испытуемые разбиваются в лучшем случае на девять групп.

Достоверность теста

Особой разновидностью валидности является достоверность, которая требует специальных усилий и процедур по ее обеспечению. Речь идет о сознательных или бессознательных искажениях, которые вносит тестовые результаты сам испытуемый, руководствуясь в ходе теста особой мотивацией, отличающейся от той, которая присуща ему в реальном поведении.

Способность теста защищать информацию от мотивационных искажений испытуемого и есть достоверность теста. Особенно остро эта проблема стоит в случае тестов-опросников, которые допускают больше свободы в выборе испытуемым любого варианта ответа.

Типичный прием обеспечения достоверности - наличие в тест-опросниках шкал лжи. Шкала лжи - это шкала, состоящая из вопросов, касающихся незначительных проступков, которые совершаются большинством людей. Эти шкалы основываются главным образом на феномене социальной желательности - стремлении испытуемых давать в ходе тестирования социально одобряемую информацию.

Если испытуемый набрал по шкале лжи балл выше критического, то его протокол объявляется недостоверным и ему предлагается либо выполнить данный тест еще раз, будучи более откровенным, либо выполнить другой тест. Многие более специфичные "ловушки", направленные на измерение достоверности, часто входят как компонент в структуру конкретного теста.

Достоверность тестирования тесно связана со степенью доверительности общения с психологом. Здесь принято различать две диагностические ситуации: консультативную (ситуация клиента) и аттестационную (ситуация экспертизы). В первом случае испытуемый участвует в тестировании на добровольной основе и сам заинтересован получить рекомендации по результатам тестирования (например, в профконсультации). Во втором случае тестирование проводится по инициативе педагога или администрации, психолога, родителей, т.е. других лиц, и эти другие больше заинтересованы в результатах, чем сам испытуемый.

Понятно, что в аттестационной ситуации вопрос о достоверности особенно актуален. И опросники, не снабженные шкалами лжи, использовать в таких ситуациях бесполезно. Наоборот, в ситуации клиента могут быть использованы методики, на которые испытуемый заведомо будет отвечать некорректно в ситуации экспертизы.

cyberpedia.su

4. Достоверность теста. Основы психометрии

Похожие главы из других работ:

Анализ содержательной валидности тестов измерения темперамента (на примере опросника Я. Стреляу, опросника (EPI) Г. Айзенка)

1.1 Понятие «валидность» теста

Валидность (от англ. valid - «действительный, пригодный, имеющий силу») - комплексная характеристика методики (теста), включающая сведения об области исследуемых явлений и репрезентативности диагностической процедуры по отношению к ним...

Валидность теста

1. Понятие теста

В психодиагностике известны разнообразные классификации тестов. Они могут подразделяться по особенностям используемых тестовых заданий на тесты вербальные и тесты практические...

Гендерные особенности поведения в конфликтных ситуациях мужчин и женщин

2.1 Описание теста Томаса «Определение стиля поведения, личностной предрасположенности к конфликтному поведению» и теста на оценку уровня конфликтности личности

Тест К. Томаса предназначен для изучения стиля поведения в конфликтной ситуации. Методика разработана американским психологом К. Томасом в 1973 году. По мнению К. Томаса, центральным механизмом, определяющим поведение человека в конфликте...

Диагностика интеллекта

3. Фрагмент теста

Фрагменты тестов Айзенка "Определение общих способностей". Тест Айзенка в целом состоит из восьми субтестов, пять из которых предназначены для оценки уровня общего интеллектуального уровня человека и три - для оценки специальных способностей...

Исследование уровня креативности менеджеров по рекламе

4. Определение надежности теста

...

Исследование уровня креативности менеджеров по рекламе

5. Определение валидности теста

Валидность -- наиболее важное из всех требований, которым должен удовлетворять психологический тест или любая другая отборочная процедура: необходимо доказать...

Методика выявления социометрической структуры группы

1.1 Возможности социометрического теста

Анализ социальной структуры общества требует, чтобы в качестве изучаемой единицы выступала элементарная частица общества, сосредоточивающая в себе все виды социальных связей...

Методика выявления социометрической структуры группы

1.2 Планирование и проведение теста

Данный метод базируется на гипотетическом эмоциональном выборе, который в рамках заданного критерия осуществляется всеми членами группы. То есть группе (каждому ее члену отдельно) предлагается представить себе некоторую ситуацию...

Методика составления психологического опросника

4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАДЁЖНОСТИ ТЕСТА

Надёжность - устойчивость результатов, которые получены при помощи теста. Надежность - это один из критериев качества теста, относящийся к точности психологических измерений. Чем больше надежность теста...

Методика составления психологического опросника

5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВАЛИДНОСТИ ТЕСТА

Валидность теста показывает, насколько хорошо тест делает то, для чего он был создан. Определить коэффициент валидности теста - значит определить, как выполнение теста соотносится с другими независимо сделанными оценками знаний испытуемых...

Определение содержательной валидности тестов диагностики межличностных отношений

1.1 Понятие валидности теста

валидность тест психодиагностика межличностный Валидность (от англ. valid - «действительный, пригодный, имеющий силу») - комплексная характеристика методики (теста)...

Определение содержательной валидности тестов диагностики межличностных отношений

1.2 Виды валидности теста

Выделяют три вида валидности - содержательную, критериальную и конструктную. А.Майоров приводит следующую диаграмму видов валидности: КОНСТРУКТНАЯ ВАЛИДНОСТЬ (концептуальная валидность) определяется в случаях...

Оценка влияния темперамента на поведение человека

6. Анализ проведенного теста

Во многих школах проводят тестирования с учениками, для выявления их личностных качеств, чтобы дать им советы для поиска места учебы, выбора профессии. А так как тема моей работы связана с влиянием темперамента на человека...

Профессиональное выгорание продавцов-консультантов ОАО "МегаФон Ритейл" в городе Владивосток

2.1 Методика обработка данных теста

Разработчиком теста применена усложненная схема подсчетов результатов тестирования. Каждый вариант ответа предварительно был оценен экспертами тем или иным числом баллов, которые указывается в «ключе». Это сделано потому, что признаки...

Профессиональное выгорание продавцов-консультантов ОАО "МегаФон Ритейл" в городе Владивосток

2.1.1 Ключи теста

Ключи теста представлены в виде таблицы (табл. 2) [1]. Рассмотрим пример ключа «+1(2)», где 1 - номер вопроса, + это положительный или отрицательный ответ (в данном примере ответ положительный), (2) - количество баллов за вопрос. Таблица 2 Ключи теста по В...

psy.bobrodobro.ru

Достоверность

Особой разновидностью валидности является ДОСТОВЕРНОСТЬ, которая не всегда выделяется в учебниках по психодиагностике, хотя требует специальных усилий и процедур по обеспечению.

Речь идет о сознательных или бессознательных искажениях, которые вносит в тестовые результаты сам испытуемый, руководствуясь в ходе теста особой мотивацией, отличающейся от той, которая присуща ему в реальном поведении. Способность теста защищать информацию от мотивационных искажений и есть достоверность теста. Особенно остро проблема достоверности стоит в случае тест-опросников, которые допускают больше свободы в выборе испытуемым любого варианта ответа.

Типичный прием обеспечения достоверности — наличие в тест-опросниках шкал лжи. Эти шкалы основываются главным образом на феномене социальной желательности — стремлении испытуемых давать в ходе тестирования социально одобряемую информацию. Если испытуемый набрал по шкале лжи балл выше критического, то его протокол объявляется недостоверным и ему предлагается либо выполнить данный тест еще раз более откровенно, либо выполнить другой тест. Многие более специфичные «ловушки», направленные на измерение достоверности, часто входят как компонент в структуру конкретного теста, а иногда даже не подлежат разглашению как элемент «ноу-хау» (информационного изобретения) и профессиональной тайны, разделяемой разработчиками только с лицензированными пользователями методики, подписавшими особое лицензионное соглашение при приобретении теста.

Достоверность тестирования тесно связана со степенью доверительности общения, которую смог психолог установить с данным испытуемым. Здесь полезно различать две диагностические ситуации: консультативную (ситуация клиента) и аттестационную (ситуация экспертизы).

Психологические факторы, от которых зависит достоверность самоотчета, условно можно сгруппировать в следующие классы:

  1. Факторы знания.
  2. Фактор социальной желательности.
  3. Факторы индивидуальной тактики.

Фактор социальной желательности.

Обозначает тенденцию испытуемого давать о себе социально одобряемую информацию. Сила этой тенденции зависит как от общей внеситуативной установки испытуемого на морализацию «Я-образа» и социальную успешность, так и от того, насколько эту установку актуализирует сама ситуация тестирования. Однако эта тенденция не будет давать систематического искажения, если испытуемые не смогут разгадать направленность теста-опросника и связать диагностируемое свойство с тем или иным полюсом социальной желательности. Таким образом, действие этого фактора до некоторой степени опосредовано действием факторов знания. Однако при диагностике личностных свойств, тесно связанных с психической «нормальностью» или «социальной успешностью», фактор социальной желательности ответа обусловливает очень серьезные искажения.

Внутренняя согласованность.

Здесь подразумевается действие «Я-концепции» («Я» для себя) и «Я-образа» («Я» для других) на ситуативную тактику испытуемого в момент тестирования. Выполняя тест, испытуемый всегда находится в невольном диалоге с самим собой и в своих ответах на вопросы раскрывает себя не только для других, но и для себя самого. Испытуемый стремится подтвердить «Я-концепцию» или фальсифицировать определенный «Я-образ» с заданными свойствами. Как правило, в ситуациях высокого социального риска «Я-образ» полностью доминирует: например, преступник при экспертизе стремится прежде всего предстать больным или неприспособленным к жизни, хотя в действительности ему было бы приятно думать о себе как о вполне адаптированном здоровом человеке. Точно так же склонны подчеркивать свои трудности и проблемы клиенты, обратившиеся за помощью к психологу или психотерапевту (чтобы вызвать к себе его повышенное внимание). В менее регламентированных ситуациях, наоборот, может доминировать мотивация самопознания: в этом случае испытуемый невольно стремится подтвердить с помощью теста свои гипотезы о самом себе.

www.psyworld.ru

Не все тесты одинаково полезны

Почему мы обращаемся к тестам? Потому что хотим знать правду, которую сложно или невозможно просто увидеть, глядя в зеркало или на собеседника. Правду, которая помогала бы нам в достижении желаемого:  повышении по службе, подборе нужного сотрудника, поиске «второй половины». Результаты тестирования – как кусочки паззлов, складывая которые воедино, можно получить целостное представление о человеке.

Но что, если собрать общую картину не получается: например, какие-то части паззла окажутся неподходящими, может их случайно смешали с другой серией, или некоторые утеряны?

Для ребенка такая ситуация – мимолетный источник расстройства. Для взрослого, оценивающего себя и окружающих неверно, ценой может стать карьера, отношения с друзьями, личная жизнь.

Выбирая психологический тест, с определенной целью или ради интереса, задумайтесь, насколько точно и правдиво он отражает то, что вы собираетесь оценить. О том, что можно называть психологическим тестом и как оценивать результаты его прохождения, - и пойдет речь в нашей статье. 

В науке под психологическим тестом подразумевается  стандартизированное испытание, по результатам выполнения которого судят о психофизиологических и личностных свойствах (чертах, способностях, состояниях) тестируемого.

Из данного определения можно выделить ключевое слово – стандартизированное, то есть речь идет об испытании, для которого существует понятная, определенная и строго выполняемая процедура проведения с одной стороны, и критерии оценки результативности того, что было измерено – с другой. Настоящий психологический тест должен обладать  основными психометрическими свойствами: надежностью, валидностью, достоверностью, репрезентативностью и адаптированностью. Рассмотрим каждое из свойств в отдельности.

Надежность – свойство, отражающее внутреннюю согласованность частей психологического теста, а также воспроизводимость результатов тестирования у одного и того же испытуемого при повторном прохождении. Это означает, что вопросы теста не должны противоречить друг другу, а результаты одного человека оставаться идентичными в течение определенного времени.

Конечно, человеку свойственно меняться, но если вчера ваш IQ составлял 120, а через неделю – 80, скорее всего, дело не в ваших интеллектуальных способностях, а в надежности измерения используемой методикой.

Следующее свойство любого психологического теста – валидность.

Валидность теста говорит нам о том, насколько верно данная методика измеряет именно то свойство, для диагностики  которого она предназначена. Валидность является одним из важнейших критериев оценки эффективности любого психологического теста, поскольку измерение «не того» совершенно бессмысленно.

Различают несколько разновидностей валидности. Содержательная валидность теста определяет, насколько его вопросы соответствуют поставленной цели и степени измерения изучаемого свойства. Она определяется группой экспертов в исследуемой области.

Эмпирическая валидность является индикатором того, насколько выбранный тест определяет конкретную психическую особенность или форму поведения человека. Для измерения эмпирической валидности теста вычисляется коэффициент корреляции тестового результата с внешним критерием. То есть подбирается еще одна методика, измеряющая исследуемое свойство личности, но уже доказавшая свою эффективность. Испытуемый тестируется по обеим методикам и полученные результаты проверяются на корреляцию между собой по исследуемому признаку.

Если на момент исследования такого критерия не найдено, эмпирическая валидность определяется в соответствие с реальным поведением человека. Например, при исследовании уровня стресса при приеме на работу, показателем эмпирической валидности теста может выступать степень адаптации на рабочем месте в первые дни.

Прогностическая валидность отражает то, насколько верный прогноз на будущее можно составить на основе результатов тестирования. Это особенно важно для тестовых методик, использующихся в качестве инструмента психодиагностики личности при профессиональной ориентации, а также при отборе и оценке персонала. Прогностическая валидность определяется временем, и, по сути, является основным показателем успешности тестовой методики в своем сегменте.

Концептуальная (конструктивная) валидность – отражает, насколько сильны методологические основания тестовой методики. Она устанавливается путем доказательства правильности теоретических концепций, положенных в основу теста.

Достоверность теста – говорит нам о том, насколько он защищен от сознательной фальсификации результатов тестирования испытуемым.

Вопрос о достоверности теста является, пожалуй, одним из самых распространенных, особенно в тех случаях, когда оценка свойств личности инициирована не самим испытуемым, а сторонним заинтересованным лицом, например, работодателем.

К факторам достоверности теста относятся:

- Фактор знания - что испытуемый знает о личностных качествах, скрываемых за суждением, присутствует ли такое поведение в его жизни, и как это поведение оценивается в обществе. Именно поэтому при выборе методики для оценки качеств личности, например, при приеме на работу, работодателю следует выбирать методики, содержание которых сохраняется в тайне и не доступно широкой общественности.

- Фактор социальной желательности – тенденция давать о себе социально одобряемую информацию. Для получения достоверной информации хороший психологический тест должен содержать шкалу лжи, а также варианты ответов одинаковой эмоциональной направленности.

- Фактор индивидуальной тактики – речь идет о том, с какой мотивацией испытуемый проходит тестирование. В случае если при исследовании от человека требуется показать определенные поведенческие реакции, он может отражать в ответах не реальное, а желаемое поведение, что существенно искажает результаты. В таких случаях защитой тестовой методики от недостоверности является мотивирование испытуемого на получение пользы в первую очередь для него, а не исследователя или сторонних лиц.

Репрезентативность теста или величина выборки стандартизации теста. Данное свойство определяет возможность использования психологического теста применительно к данной популяции испытуемых (определенной категории обследуемых лиц). Например, тест, предназначенный для оценки личностных свойств руководителя не подойдет для оценки личностных свойств студентов или другой категории лиц.

Наконец, адаптированность – свойство теста, отражающее, насколько его содержание и выдаваемые результаты соответствуют популяции, для которой они используются. Иначе говоря, учитываются ли в тестовой методике национальные, культурные, ментальные особенности людей, среди которых проводится исследование. Данное свойство нередко упускается из виду. Особенно это было актуально в 90-е гг. в России, когда на постсоветское пространство хлынул поток психологических тестов из США и Европы. Несмотря на то, что адаптация любого иностранного теста – необходимое условие для его применения в условиях другой страны, этим нередко пренебрегают, что создает существенные искажения при получении и интерпретации результатов.

Итак, становится ясно, что выбрать надежный психологический тест – не так просто, как может показаться на первый взгляд. Если вам нужны правдивые достоверные результаты, придется приложить усилия в поиске подходящей методики. Обращайте внимание на то, кем, когда, при каких условиях и с какими целями создавался тест, как он проверялся и где показал свою эффективность. Тогда полученные результаты смогут принести вам пользу, на которую вы рассчитываете

hr-portal.ru

Достоверность теста

Количество просмотров публикации Достоверность теста - 46

Особой разновидностью валидности является ДОСТОВЕРНОСТЬ, которая не всœегда выделяется в учебниках по психодиагностике, хотя требует специальных усилий и процедур по обеспечению. Речь идет о сознательных или бессознательных искажениях, которые вносит в тестовые результаты сам испытуемый, руководствуясь в ходе теста особой мотивацией, отличающейся от той, которая присуща ему в реальном поведении. Способность теста защищать информацию от МОТИВАЦИОННЫХ ИСКАЖЕНИЙ и есть достоверность теста. Особенно. остро проблема достоверности стоит в случае тест-опросников, которые допускают больше свободы в выборе испытуемым любого варианта ответа.

Типичный прием обеспечения достоверности — наличие в тест-опросниках ШКАЛ ЛЖИ. Эти шкалы основываются главным образом на феномене СОЦИАЛЬНОЙ ЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ — стремлении испытуемых давать в ходе тестирования социально одобряемую информацию. В случае если испытуемый набрал по шкале лжи балл выше критического, то его протокол объявляется недостоверным и ему предлагается либо выполнить данный тест еще раз более откровенно, либо выполнить другой тест. Многие более специфичные ʼʼловушкиʼʼ, направленные на измерение достоверности, часто входят как компонент в структуру конкретного теста͵ а иногда даже не подлежат разглашению как элемент ʼʼноу-хауʼʼ (инфор-

Психодиагностика как научная технология

мационного изобретения) и профессиональной тайны, разделяемой разработчиками только с лицензированными пользователями методики, подписавшими особое лицензионное соглашение при приобретении теста.

Достоверность тестирования тесно связана со степенью доверительности общения, которую смог психолог установить с данным испытуемым. Здесь полезно различать две диагностические ситуации: консультативную (СИТУАЦИЯ КЛИЕНТА) и аттестационную (СИТУАЦИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ). В первом случае испытуемый участвует в тестировании на добровольной базе и сам заинтересован получить рекомендации по результатам тестирования (как, к примеру, в профориентационной консультации). Во втором случае тестирование проводится по инициативе педагога или администрации, психолога, родителœей, т. е. других лиц, и эти другие больше заинтересованы в результатах, чем сам испытуемый.

Понятно, что в аттестационной ситуации вопрос о достоверности особенно актуален. И опросники, не снабженные шкалами лжи, использовать в таких ситуациях бесполезно. Наоборот, в ситуации клиента бывают использованы такие методики, на которые испытуемый заведомо будет отвечать некорректно в ситуации экспертизы.

Вопросы достоверности и стандартизации тесно связаны между собой. Очень часто даже объективные тесты достижений, в случае если они проходили стандартизацию на добровольцах (в ситуации консультации), должны быть рестандартизированы для того, чтобы их использовали в аттестационной ситуации.

***

В заключение данной главы подчеркнем, что измерение психометрических характеристик теста͵ конечно, является прежде всœего обязанностью разра-

Основы психодиагностики

ботчиков тестов. Но квалифицированный школьный психолог-методист с полным курсом университетского образования должен по своей подготовке уметь самостоятельно провести простейший психометрический эксперимент и пересчитать тестовые нормы, а также психометрические индексы надежности и валиднос-ти теста на своей собственной выборке (в своем регионе, обладающем определœенной национально-культурной и социальной спецификой). Без этой проверки никто не может гарантировать, что тест действительно работает в данных условиях.

На сегодня подобная психометрическая работа с тестами облегчается, так как от массы рутинных вычислений специалиста освобождает компьютер. Размещено на реф.рфНаучная фирма ʼʼГуманитарные технологииʼʼ (МГУ) распространяет с 1993 года специализированный пакет программ ТЕСТАН (разработчик — А. Г. Шмелœев) для психометрического АНализа ТЕСТов. Задача пользователя такой программы — не тратить время на вычисления, а только содержательно разбираться в том, что означает тот или иной коэффициент.

О перспективах метода тестов в связи с компьютеризацией школы предстоит особый разговор в параграфе 2.6.

Ключевые термины: оптимальная трудность, надежность теста͵ ошибка измерения, ретестовая надежность, валидность теста͵ критерий валидное ти, прогностическая валидность, стандартизация теста͵ выборка стандартизации, линœейная стандартизация, конверсионная таблица, репрезентативность тестовых норм, рестандартизация, критериальные нормы, достоверность теста͵ мо-тивационные искажения, шкалы лжи, социальная желательность, ситуация клиента͵ ситуация экспертизы,

-

Психодиагностика как научная технология

referatwork.ru


Смотрите также